05.07.10
8 июня 2010 года в Агентстве Журналистских Расследований состоялся круглый стол на тему «Автомобильный Петербург: что нового на рынке?», организованный ИД «TT Finance» совместно с редакцией газеты «МК в Питере». Участники мероприятия проанализировали текущую ситуацию на автомобильном рынке Санкт-Петербурга, выяснили, остались ли у дилеров запасы машин и стоит ли ждать повышения цен или наоборот скидок и распродаж, уделили внимание вопросам эффективности, популярности и доступности программ автокредитования и государственной поддержки спроса на автомобили, коснулись вопроса автострахования. Автомобильный рынок города. Анализ ситуации. По словам Нонны Шалиной, директора по продажам Автоцентра «ИСТКОМ» объемы продаж автомобилей в Санкт-Петербурге в последнее время возросли и достигли показателей 2008 года. Она также отметила, что не все подготовились к столь стремительному росту спроса. «Те производители и поставщики, которые анализировали ситуацию на рынке и успели спрогнозировать подъем, сейчас продают достаточное количество машин, но есть и рассчитывавшие на более плавный или более поздний подъем спроса. У них наблюдается дефицит продукции. Они оказались не готовы к сезону»,- поясняет Нонна Шалина. С ней солидарен Петр Меликов, директор ККО ООО «Русфинанс Банк» в Санкт-Петербурге, рассказавший, что очереди на автомобили во многом связаны с низким спросом во время кризиса, заставившим производителей заморозить или сильно сократить выпуск. Вот почему новые автомобили стоит ожидать не раньше осени 2010 года. Рост спроса Петр Меликов связывает как с улучшением экономической ситуации в стране, так и с обретением людьми уверенности в своих силах. О ситуации на рынке автокредитования сообщил Алексей Зуев, начальник сектора по работе с автодилерами Управления по работе с предприятиями, партнерами и организации активных продаж Северо-Западного банка Сбербанка России ОАО. По его данным средняя стоимость автомобиля, взятого в кредит в Сбербанке в Санкт-Петербурге и Ленобласти, в мае составила 614 тыс. рублей. Самой востребованной маркой у клиентов банка сегодня является «Skoda» (16% от всех автокредитов, средняя стоимость - 570 тыс. руб.). Это объясняется тем, что на автомобили бренда действуют программы утилизации и государственного субсидирования, а также партнерская программа Сбербанка. 13% автокредитов, взятых в банке, приходится на продукцию АВТОВАЗа (средняя стоимость - 300 тыс. руб.). Третье место и 10% кредитов принадлежат бренду «KIA» (средняя стоимость - 630 тыс. руб.). Популярны у заемщиков Сбербанка такие марки, как «Chevrolet» (средняя стоимость - 490 тыс. руб.), «Volkswagen» (средняя стоимость - 1 млн.руб.), «Hyundai», «Ford» и «Renault». «Потребитель перестал покупать дешевые машины средней стоимостью 200 - 300 тыс. руб. Граждане готовы приобретать автомобили в кредит, но спрос не удовлетворяется в должной мере. Некоторые марки приходится ждать от нескольких месяцев до года», - отметил Алексей Зуев. О возобновлении спроса на подержанные автомобили Александр Холодов, председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» сказал следующее: «Спрос на подержанные машины почти не наблюдался последние 2 года из-за высоких таможенных пошлин и прочих неблагоприятных условий, но теперь он восстанавливается, что повлечет рост цен на такие машины в ближайшее время. Сейчас цены еще держатся за счет того, что люди спешат расстаться со старыми автомобилями и купить новые, а значит продают свои авто по стоимости ниже рыночной». Колеса в кредит. По словам Нонны Шаниной автокредитование еще не восстановилось в объеме, желаемом дилерами, в тоже время совместные программы с банками, особенно помогавшие им в кризисные времена, являются большим подспорьем и сейчас. «Очень важно, что банки идут навстречу производителям, но важно и то, что производители и поставщики начали активнее проводить программы с банками. Такое сотрудничество всегда положительно сказывается и на объеме продаж, и на лояльности клиентов», - заметила она. Важность предоставления услуг автокредитования прямо в центрах продаж и совместных программ с производителями отметил и Петр Меликов. Он также рассказал, что уровень автокредитования в России вырос, что во многом связано со снижением ставки рефинансирования ЦБ, а значит и ставок банков по кредитам. Алексей Зуев отметил, что очередное снижение ставок произошло в Сбербанке 19 апреля. Сейчас для новых машин они составляют от 8,33 до 16% годовых в рублях, и от 9,5% до 10,5% годовых в валюте, что практически идентично докризисной ситуации. При этом требования Сбербанка к заемщикам не ужесточились. Также полностью отменена комиссия за пользование кредитными продуктами. Сбербанк предоставляет кредиты и на подержанные автомобили по ставкам от 15,5 до 17% по кредитам в рублях при приобретении машин в автосалонах. «Объемы кредитования сегодня сопоставимы с докризисным уровнем, тем не менее, при росте кредитных заявок по сравнению с прошлым годом примерно в 1,5 раза, рост объемов кредитования в мае 2010 года составил 27% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Это во многом связано с тем, что дилеры и производители не готовы полностью удовлетворить потребительский спрос»,- заметил Алексей Зуев. По его данным, средняя сумма автокредита в Сбербанке увеличилась с 370 - 380 тыс. рублей до 410 тыс. рублей, что связано как с ростом платежеспособности населения, так и с ростом цен на автомобили. Алексей Зуев напомнил, что в Сбербанке действуют совместные программы с автопроизводителями наиболее популярных марок автомобилей. Это и программа с Volkswagen Group, дающая скидку на автомашины Volkswagen в 3%, а на Skoda в 4,5% при снижении ставки кредитования на 1 процентный пункт, и программы с Audi, Mitsubishi, Opel, Hyundai, ГАЗ, УАЗ, Fiat, SangYong, Lifan. В дополнение ко всем бонусам от государства при покупке продукции АВТОВАЗа действует скидка по программе «Лада-финанс». Александр Холодов отметил положительную тенденцию к появлению в банках новых интересных программ автокредитования и размораживанию программ, приостановленных во время кризиса. Программы господдержки – итоги и перспективы. По словам Петра Меликова спрос на программу утилизации автохлама в Санкт-Петербурге велик. «По этой программе в 70% случаев приобретают именно классические модели АВТОВАЗа. По программе государственного субсидирования граждане также предпочитают покупать продукцию Волжского автозавода. Подобная статистика показывает, что, несмотря на достаточно высокие доходы и приличный уровень жизни в городе, население серьезно нуждается в дешевых автомобилях. Именно машины этого ценового сегмента благодаря таким программам помогут сделать автомобилизацию населения более массовой», - отметил он. Востребованность программ господдержки отметил и Алексей Зуев. «По правительственной программе субсидирования, возвращающей заемщику 2/3 ставки рефинансирования, только в мае с помощью кредитов Сбербанка продано 640 машин. Ее часто совмещают с программой утилизации. Сертификат, выданный при утилизации, обычно учитывается в доле собственного участия заемщика (в Сбербанке она от 15%). У некоторых автодилеров по программе утилизации также есть дополнительные скидки», - заметил он. Александр Ремига, заместитель начальника Управления по обращению с отходами производства и потребления добавил, что в рамках государственной программы утилизации автохлама, стартовавшей 3 месяца назад, в Санкт-Петербурге было выдано 17 тыс. сертификатов. Он отметил что программа, пользующаяся большим спросом, уже исчерпала лимит финансирования, но было приято решение о выдаче сертификатов еще на 10 млрд. рублей. «Пока нет информации о возобновлении программы в следующем году, тем не менее, готовятся предложения по ее улучшению»,- заключил Александр Ремига. Специальные предложения от производителей и дилеров. Нонна Шанина считает, что скидок в ближайшее время ожидать не стоит, поскольку запасов машин сейчас почти нет. Согласен с ней и Алексей Зуев. «Дилерам нет смысла продвигать автомобили, их и так покупают. Более того, пока покупатель ждет скидок или снижения процентных ставок по кредитам, машины могут просто подорожать и он останется в проигрыше»,- отмечает начальник сектора по работе с автодилерами. Страхование при покупке машины. Вопросы автострахования раскрыл Михаил Петров, начальник Управления страхования автотранспорта Санкт-Петербургского филиала СГ «Спасские ворота». Он отметил, что с 1 мая 2010 года Санкт-Петербургский филиал Спасских ворот начал акцию «Распродажа полисов КАСКО», которая продлится до 31 июля. По ней автовладельцы города и области могут выбрать одну из нескольких предложенных программ страхования. Например, по акции «Минус 35%» при приобретении полиса КАСКО непосредственно в офисе компании клиент старше 22 лет с водительским стажем не менее 2 лет, автомобиль которого выпущен после 2003 года и относится к малоугоняемым маркам, может рассчитывать на скидку до 35%. При этом Михаил Петров подчеркнул, что подобная акция – это не попытка занять нишу «дискаунтера от страхования», а способ идти в ногу с рынком, реагировать на его потребности и запросы. «Это не только хорошо спланированное действие, рассчитанное на привлечение новых клиентов, но и возможность развить направление «прямых продаж». Очень надеюсь, что акция в очередной раз заявит о нашей компании как о сильном и ответственном страховщике»,- сказал он. Рассказал начальник управления страхования автотранспорта и о стартовавшей 1 июня программе «70 на 30», которая позволяет аккуратным и опытным водителям не переплачивать за КАСКО, но оставаться спокойными и уверенными на дороге. «Вы оплачиваете 70% от стоимости полиса, а оставшиеся 30% платите, только при наступлении страхового случая. При этом Ваш автомобиль получает полноценную защиту от угона и ущерба. Если все же страховой случай наступил, и приходится доплачивать оставшиеся 30% стоимости КАСКО, Вы получаете в подарок еще один месяц страхования. При продлении безубыточного договора на второй год страхования, будет действовать аналогичная программа «60 на 40», на третий уже «50 на 50» и т.д.», - пояснил Михаил Петров. МАРИЯ АЛЕКСЕЕВА. |