30.03.11
По итогам круглого стола «Малый и средний бизнес – локомотив развития экономики», организованного АБН совместно с журналом «TT Finance», складывается впечатление, что у банков, лизинговых компаний и государственных фондов поддержки имеется явный переизбыток предложения финансовых услуг для малого бизнеса. Участники круглого стола: Александр Хайкинсон - начальник Управления малого и среднего бизнеса ОАО "Промсвязьбанк", Санкт-Петербургский филиал, Александра Питкянен – исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса, Игорь Ильиных – президент Международного фонда поддержки социальных инноваций, Елена Ефимова – директор Санкт-Петербургского представительства компании CARCADE Лизинг , Юлия Михайлова – заместитель директора компании «БАЛТОНЭКСИМ Лизинг». Неопытность заемщиков По оценке Игоря Ильиных, основная проблема, которая стоит сегодня перед руководителями малых предприятий - как начинающими, так и существующими на рынке 1-2 и более лет – это отсутствие организационного опыта ведения бизнеса. Отсутствие такого опыта имеет вполне конкретные последствия. Одно из них – незнание того, где можно получить финансирование. «Проблема бизнеса, которую сами предприниматели называют очень часто – это отсутствие финансирования, т.е. нехватка оборотных средств для развития дела, - рассуждает И. Ильиных. - Как мне представляется, это происходит из-за отсутствия у предпринимателей знания о том, что в нашем городе существует очень много информационных ресурсов, которые могут помочь малому бизнесу развиваться». По оценке И. Ильиных, инфраструктура поддержки МБ в Петербурге довольно широка. Эксперт перечислил некоторые ее элементы: - Общественный совет по развитию малого предпринимательства и его представительства во всех районах города, - Фонд содействия развитию рискованных и венчурных инвестиций, - Центр поддержки и развития предпринимательства… Город проводит активную информационную политику по поддержке малого предпринимательства, и эта тенденция развивается. «Возможно, предпринимателям просто некогда заниматься сбором этой информации», - предположил Ильиных. Ручаются за малый бизнесВ ноябре 2007г по решению правительства Петербурга был учрежден Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Его функция – выдавать поручительства по кредитным и лизинговым обязательствам малых предприятий. Услуги фонда предназначены, в первую очередь, для таких заемщиков, у которых нет ликвидных залогов. Он работает с 23 банками. Исполнительный директор фонда Александра Питкянен рассказала, что он формируется из средств регионального и федерального бюджетов. В 2011 г. бюджет Петербурга выделил 300 млн рублей, и столько же фонд рассчитывает привлечь из федерального бюджета. В настоящее время объем фонда - 1,65 млрд рублей. За свою 3,5-летнюю историю фонд выдал 805 поручительств на общую сумму 2,5 млрд. руб., что позволило предпринимателям, а в поручительстве чаще всего нуждается строительный бизнес, привлечь кредитов более, чем на 5,7 млрд рублей. Фонд выполнил свои обязательства перед коммерческими банками по 22 договорам поручительства на сумму 72,3 млн руб. В 2010 году показатели работы фонда были такими: 325 поручительств на сумму 1,013 млрд, благодаря чему предприятия получили кредиты на общую сумму более 2,5 млрд. Также в 2010 году фонд приступил к выдаче микрозаймов объемом до 600 тыс. руб. на срок до 1 года под 12% годовых. Всего было выдано 66 таких займов на 26 млн. руб. За время работы фонда его услугами воспользовались предприятия малого бизнеса, занятые следующими видами деятельности: - производство - 46,2 % - строительство - 13,5 % - торговля - 17% - услуги - 4,6% - транспортные услуги - 9,4% - научные исследования - 1,3% - прочие - 8%. 76% поручительств было оформлено по кредитам, привлекаемым с целью пополнения оборотных средств, а 24% с целью привлечения основных. Банк модернизирует программы
По словам начальника Управления малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Александра Хайкинсона, банковское сообщество видит основную проблему малого бизнеса. Она, по мнению банкиров, заключается в том, что у предпринимателей не всегда есть четкие планы на краткосрочную, а тем более, на долгосрочную перспективу. Проблемы с получением займов, по утверждению А. Хайкинсона, могут возникнуть лишь у таких заемщиков, которые, с точки зрения банкиров, не понимают пути своего дальнейшего развития и не готовы четко обосновать, зачем им нужны финансы и почему именно заявленная сумма. «Для тех предприятий, которые имеют залоги и понимают, куда будут двигаться хотя бы в ближайшие 1-2 года, нет принципиальных сложностей для получения кредита на рынке Петербурга», - считает эксперт. В частности, Промсвязьбанк с начала 2011 года увеличил максимальный срок кредитования до 10 лет (таких сроков не было даже до кризиса), расширяет линейку кредитных продуктов. Наращивание объема кредитного портфеля в этом банке происходит, в первую очередь, за счет выдачи инвестиционных кредитов под приобретение компаниями основных средств. При этом 80% кредитов выдается на пополнение оборотных средств малых и средних предприятий. Средний срок таких кредитов в Петербургском филиале – 1,5 года. По данным представителя Промсвязьбанка, во второй половине 2010 года частота обращений за кредитами возросла на 30-40%. Постепенно увеличивается количество заявок на кредиты с целью модернизации производственных предприятий и на приобретение недвижимости. Банк подстраивает свои кредитные программы под изменяющиеся заявки. «Думаю, если в прошлом году рост кредитования составил 20%, то в 2011-м это будет, как минимум, процентов 30. И перечень имеющихся на рынке кредитных предложений позволяет любому предприятию найти нужный кредит – при условии минимальной окупаемости проекта», - резюмировал А. Хайкинсон. Лизинг ставит новые рекорды
Заместитель директора ООО «БАЛТОНЭКСИМ Лизинг» Юлия Михайлова отметила, что год назад, когда стало ясно, что рынок ожил после кризиса, в этой компании было принято решение в бóльшей степени сосредоточиться на обслуживании предприятий малого и среднего бизнеса, тем более что преимущества лизинга более актуальны именно для таких предприятий. Ю.Михайлова пояснила, в чем заключаются эти преимущества: - право на ускоренную амортизацию лизингового имущества, что дает экономию по налогу на имущество, - лизинговые платежи относятся на себестоимость, что уменьшает базу налога на прибыль, - НДС, начисленный на лизинговые платежи, подлежит возмещению из бюджета. Лизинг актуален и для предприятий, находящихся на льготных системах налогообложения, так как при использовании лизинга им нет необходимости находить дополнительное обеспечение по кредиту – сам предмет лизинга является залогом. В свою очередь, директор петербургского представительства компании CARCADE Лизинг Елена Ефимова рассказала о своей компании, которая 15 лет специализируется на автолизинге и работает непосредственно с малым и средним бизнесом. По ее оценке, автолизинг в 2011 году будет расти – с 1,9% лизинговых авто от общего количества проданных до 2,3%, и это при общем прогнозируемом росте продаж на 21% (с 1,9 млн до 2,3 млн). Такого роста эксперты CARCADE Лизинг ожидают благодаря, во-первых, повышению привлекательности лизинга для предпринимателей за счет выхода новых программ и смягчению условий финансирования, во-вторых, за счет эффекта отложенного спроса - за двухлетний период кризиса основные фонды предприятий практически не обновлялись, автопарки многих компаний уже не справляются с задачами активно растущего бизнеса. Существует и третий катализатор роста – возросшая в условиях конкуренции активность лизинговых компаний, которые вновь получили доступ к финансированию. Лизинговые компании упрощают процедуры сделок, снижают требования к заемщикам. Например, CARCADE Лизинг стала обслуживать предприятия и индивидуальных предпринимателей, которые работают на рынке от полугода, увеличила срок договора лизинга с 36 до 48 месяцев и понизила минимальный размер первого платежа по лизинговым сделкам до 9%. Таким образом, первый платеж теперь варьируется от 9 до 50%, в зависимости от ряда факторов, в т.ч. потребностей лизингополучателя. В среднем по рынку, первый платеж составляет 20-25%. Переплата за автомобиль по договору лизинга может составлять 0%-15% в год. Удорожание зависит от графика платежей, размеров первого и последнего платежей и от наличия скидок, которые компания предоставляет совместно с автодилерами. Спрос на «б/у» растет Ю. Михайлова отметила еще одну рыночную тенденцию: предприятия малого и среднего бизнеса все более охотно приобретают транспорт и оборудование, бывшие в употреблении. Этот факт подстегнул компанию разработать программу по передаче в лизинг легкового и грузового автотранспорта, спецтехники и оборудования, и в том числе уже бывших в эксплуатации до 5 лет. Программа заработала с 1 января нынешнего года. В соответствии с ней был снижен размер авансового платежа до 5% от стоимости предмета лизинга, что особенно важно для небольших предприятий, и увеличить срок договора лизинга до 60 месяцев. Срок оформления лизинговой сделки по этой программе составляет 2-3 дня. «Поскольку лизинговая сделка - это не только лизингополучатели, но и поставщики, мы разработали механизм, позволяющий производить оплату в полном объеме по договорам купли-продажи в кратчайшие сроки. Поставщикам стало интереснее с нами работать», - отметила Ю. Михайлова. В настоящее время в компании есть масса заявок на лизинг оборудования по металло- и деревообработке. Есть заявки и на оборудование по производству топливных брикетов из древесных отходов. Заявки поступают и от иностранных предпринимателей, которые хотят открыть производство в России, а продукцию реализовывать на Западе.
Алексей КРЫЛОВ.
|