10.11.14
Как отразилась на авторынке Петербурга нынешняя политико-экономическая ситуация (санкции и антисанкции)? Как изменились условия автокредитования и автолизинга? Эти вопросы были основными на круглом столе «Право руля», совместно организованном порталом www.ttfinance.ru и газетой «МК в Питере» В настоящее время аналитики рынка располагают двумя базами информационных материалов об автопродажах – федеральной статистикой за 9 мес. 2014 года и петербургской - за 1-е полугодие.
В изложении Михаила Шевелькова, независимого эксперта, характеристики федерального авторынка таковы: за 9 мес. 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2013-го, продажи сократились на 13%. Такое произошло со всеми без исключения производителями. При этом в наименьшей степени сокращение коснулось компаний Toyota (- 5%), Hundai (- 10%), Renault (- 11%), Kia (-19%) и Nissan (-21%). Наоборот, наибольшее снижение продаж за 9 мес. произошло у компаний Chevrolet (– 49%), BMW (-46%), Volvo (– 42%), Volkswagen (-35%) и Ford (–35%). В свою очередь, полугодовые результаты продаж в Петербурге были подведены агентством «Автостат». Согласно этим данным, в Северной столице отмечено наименьшее падение продаж по сравнению с другими региональными авторынками страны: за 6 месяцев 2014 года город реализовал 66,3 тыс. автомобилей, потеряв в продажах только 0,2%. Самым продаваемым брендом на рынке новых легковых автомобилей в Петербурге стал Volkswagen с объемом продаж 6,0 тыс. шт. Второе место занял Renault (5,6 тыс. шт), третье – Kia (5,2 тыс шт). Более того, некоторые бренды даже показали рост продаж. Так, среди иномарок стоит отметить Skoda (+26,5%), а среди отечественных брендов - вазовский Largus (+82,3%); это самая высокая динамика продаж по сравнению с первым полугодием 2013 года среди городов Топ-10 (в него входят Москва, Санкт-Петербурге, Нижний Новгород, Самара, Пермь, Уфа, Краснодар, Челябинск, Казань и Екатеринбург). Мнение банкиров по поводу состояния авторынка отразил Андрей Суровцев, директор департамента розничных банковских продуктов и методологии ОАО «БАЛТИНВЕСТБАНК»: «Ситуация в автомобилестроительной отрасли свидетельствует о спаде производства, вплоть до введения некоторыми производителями сокращенной рабочей недели с приостановкой конвейера. Вместе с тем, явного снижения цен на рынке мы пока не наблюдаем – однако хорошо заметны усилия скрытого привлечения, в виде выгоды от экономии нескольких десятков, а то и сотен тысяч рублей в случае приобретения автомобилей топовых комплектаций прошлого года выпуска. Но поскольку мы банк, то уместно говорить лишь о тех автомобилях, которые приобретаются в кредит».
Лучше «премиум» со скидкой, чем «средний класс» без нее Михаил Шевельков подчеркнул: «Нельзя утверждать, что к сегодняшнему дню покупательский спрос переместился преимущественно на бюджетные машины – правильнее будет сказать, что массовый покупатель все же старается приобретать автомобили с наиболее оптимальным соотношением цена/качество».
По мнению эксперта, у премиум-брендов в настоящее время сформировалась очень удачная позиция: пока это было возможно (т.е. до тех пор, пока автокредиты были широкодоступны), они торговали дорогими («двухмиллионными») автомобилями, а сейчас добавили к ним более дешевые модели (но под теми же «статусными» брендами). В результате покупатель уже может сравнить по цене, например, BMW-«копейку» и Ford Focus. В этой ситуации, уверен Михаил Шевельков, многие покупатели уже делают выбор в пользу премиальных брендов. Нонна Шалина, директор по развитию и продажам сети салонов «Истком» дополнила: «Сейчас в премиум- и среднем сегментах у продавцов есть возможность за счет своей дистрибьюторской маржи давать покупателям наибольшие скидки и тем самым конкурировать с эконом-сегментом, максимально приближаясь по цене к дешевым автомобилям. Таким образом, покупатели получили возможность искать в каждом сегменте предложения, наилучшие по цене».
Казалось бы, в результате этого выбор для покупателей должен был стать шире, а продажи, если и сокращаться, то не так сильно, как это отражено в федеральной статистике. Однако этого не произошло.
«Если год назад человек мог купить выбранное в кредит, то за последние 3 месяца очень сильно выросли кредитные ставки, подорожало страхование, и эти факторы влияют на выбор для покупателей. Он стал более ограничен», - резюмировала Нонна Шалина.
При этом, как отметили участники круглого стола, рынок стал более ограничен не только за счет падения продаж новых машин, но также за счет массового перемещения спроса в сегмент подержанных авто. По оценке Михаила Шевелькова, в октябре доля б/у машин рынке продаж превышала долю новых в 2-3 раза. Кира Кузнецова, финансовый менеджер по автокредитованию филиала «Петербургский» банка «Глобэкс» не исключила того, что эта доля могла бы быть еще выше, и мешает этому только тот факт, что многие автовладельцы сейчас просто психологически не готовы их продавать, так как не могут смириться с тем, что за 3 года новая машина теряет в цене 50% и более.
«В наше время автомобиль - это уже не актив, а пассив, т.к. он постоянно дешевеет, - объяснил Дмитрий Тимофеев, генеральный директор компании «КОНТРОЛ лизинг». - Весь международный автопром сейчас построен на том принципе, чтобы человек как можно быстрее менял машины, и качество авто не такое, чтобы машина служила 20-30 лет. Сейчас, как только вы купили машину, она начинает дешеветь, тем более что по истечении 2-3 лет она уже становится не такой современной, как хотелось бы. Кроме того, по истечении определенного километража машина начинает просто «есть деньги».
Чего ждать от рынка автокредитования?
Кира Кузнецова отметила: «Даже несмотря на повышение ставок по автокредитам, которое произошло во всех банках, бóльшая часть автомобильных продаж сейчас осуществляется в кредит. У банков сейчас достаточно много программ как с минимальными требованиями к пакету документов, предоставляемому заемщиком, так и с более высокими требованиями, но более низкими ставками. Если клиент имеет возможность подтвердить свой доход справкой по форме 2-НДФЛ, а занятость - трудовой книжкой и/или трудовым договором, то банки более лояльно относятся к таким клиентам и назначают им более низкие ставки».
Наибольшее распространение, по ее мнению, сейчас имеют автокредиты сроком на 5 лет и в сумме порядка 500 тыс. рублей. В кредитных программах, по которым заемщик должен представить только 2 документа, ставка варьируется от 17 до 20%, а по полному пакету документов стандартная ставка составляет порядка 14-15%. При этом по спецпрограммам, предлагаемым банками совместно с диллерами, ставка может быть еще ниже. Что касается банка «ГЛОБЭКС», то в ближайшее время в банке не планируют увеличивать процентных ставок по программам автокредитования. По новым автомобилям ставка составляет от 12,5% до 15% при подтверждении дохода и первоначальном взносе от 15%. Для кредитов, предоставляемым по двум документам (срок до 7 лет, максимальная сумма - 5 млн рублей) ставка будет варьироваться на уровне 16-17%. Для подержанных машин при подтверждении дохода и первоначальном взносе от 20% ставка будет от 13,5 до 16%, а при выдаче кредита по двум документам (срок до 5 лет, максимальная сумма - 3 млн рублей) - 17%-18%.
В свою очередь, Андрей Суровцев, директор департамента розничных банковских продуктов и методологии ОАО «БАЛТИНВЕСТБАНК», отметил, что у клиентов этого банка основным спросом пользуются программы кредитования подержанных автомобилей с первоначальным взносом 10-15%. Эксперт уверен в том, что участникам авторынка следует ожидать повышения процентных ставок, поскольку основным источником для выдачи автокредитов являются вклады, а ставки по ним растут. «Кроме того, экономика сейчас находится в состоянии стагнации, а это означает рост риска неплатежей по кредитам, - прогнозирует г-н Суровцев. - Рост ставок по вкладам и риск неплатежей по кредитам являются основными факторами, которые будут определять ценообразование на рынке продажи автомобилей».
Автолизинг открылся для физлиц
С учетом всех сложностей, отмеченных экспертами рынка автокредитования, особое внимание участников круглого стола привлек новый продукт, о котором рассказал генеральный директор компании «КОНТРОЛ лизинг» Дмитрий Тимофеев. Лизинг автомоблей для частных лиц - достаточно новая услуга, она появилась на рынке весной 2014 года, а «КОНТРОЛ лизинг» является одной из первых компаний, которая начала предоставлять ее в России.
Принципиальное отличие автолизинга для физлиц от автокредитов, предоставляемых той же целевой группе, заключается в том, лизингополучатель получает автомобиль не в собственность, а во владение. Клиент выбирает любую машину в салоне официального дилера по своему желанию, а затем обращается в лизинговую компанию. Лизинговая компания выкупает автомобиль у дилера и предоставляет ее клиенту в лизинг. Как правило, лизинговая компания приобретает автомобиль со скидкой корпоративного клиента (до 15% от розничной цены). При лизинге клиент ежемесячными платежами выплачивает не 100% стоимости розничной цены автомобиля, а разницу между его покупной ценой (с учетом корпоративной скидки лизинговой компании) и остаточной стоимостью. Остаточная стоимость – это стоимость автомобиля на момент окончания договора лизинга, она закрепляется в договоре лизинга, отражает реальные темпы удешевления автомобиля и является неизменной величиной. Срок лизинга может составлять 1,2 или 3 года. В течение срока лизинга клиент пользуется автомобилем, а по его окончании просто сдает автомобиль обратно в лизинговую компанию.
Ежемесячные платежи в лизинге в 1,5 - 3,5 раза меньше, чем платежи по автокредиту на аналогичный срок.
«Пока потребителям трудно понять, зачем отдавать автомобиль обратно, поэтому у нас есть программы с выкупом, - объяснил Тимофеев. - Хотя преимущество лизинга заключаются как раз в том, чтобы не выкупать автомобиль, а просто отдать его назад. Экономического смысла выкуп не имеет. Возвращая автомобиль в лизинговую компанию, клиент снимает с себя все проблемы, связанные с реализацией б/у автомобиля».
«По окончании лизингового контракта мы продаем б/у автомобили, как правило, тем же самым дилерам на спец.условиях. Им это тоже выгодно, так как автомобиль и покупается у них, и техобслуживание проходит у них, и, соответственно, имеет абсолютно прозрачную историю», - добавил эксперт.
В ежемесячный платеж, помимо лизингового платежа, входит транспортный налог и постановка на учет в ГИБДД. Автомобиль оборудуется системой спутникового мониторинга. Руководитель компании привел пример, воспользовавшись калькулятором с сайта лизинговой компании www.ctrl.lc для автомобиля Ford Mondeo ценой 1 млн 056 тыс. рублей. Ежемесячный платеж в лизинг на 3 года при 10%-ном авансе составит 18 тыс. рублей, с полным пакетом страхования на весь срок договора лизинга - 30 868 рублей.
Лизингом можно воспользоваться и не имея первоначального взноса.
Единственным ограничением для физлица-лизингополучателя является запрет на коммерческое использование автомобиля.
«Автолизинг – актуальный продукт, особенно в кризисные времена, т.к. позволяет значительно сэкономить на ежемесячном платеже. В ситуации, когда цены растут, а доходы не увеличиваются, автолизинг является инструментом, который позволяет сохранить уровень автопотребления на привычном уровне и не пересаживаться на более низкий класс или б/у автомобиль. Лизинг выгоден и тем, кто хочет не тратить свой гипотетический миллион, «замораживая» его в машине, а имеет возможность вложить его в дело на более выгодных условиях», - пояснил Дмитрий Тимофеев.
Алексей КРЫЛОВ.
|