29.04.16
Как стали экономить на автомобиле?
В ходе круглого стола «Актуально об авто - буксуем или медленно едем?» участники обсудили ситуацию и тенденции, сложившиеся сейчас на авторынке и рынке автострахования.
Все участники круглого стола были единодушны в том, что люди сейчас не стремятся поменять свой автомобиль на другой, более высокого класса, до него стало сложнее финансово дотянуться из-за повышения цен, обусловленных ростом курсов валют, а кредиты в условиях финансовой «турбулентности» также популярностью не пользуются.
«Сегодня у многих клиентов нет даже желания брать кредит, поскольку нет понимания, как его возвращать. Ситуация на рынке труда тоже не радужная. И если льготные кредитные программы хоть сколько-нибудь востребованы, то среднерыночные процентные ставки просто неинтересны. Резкий рост стоимости каско тоже не стимулирует приобретение авто: никто не закладывает в расходы на покупку автомобиля дополнительные 100 тыс. рублей ежегодно на его содержание. Все эти факторы формируют переизбыток б/у автомобилей. Так, например, если известный склад готовых к продаже машин в районе Выборгского шоссе, около кольцевой автодороги, раньше в конце года как-то «разгребли», то сейчас там «яблоку негде упасть» - автомобилями, ожидающими реализации, забито всё», - говорит Нонна Шалина, директор по продажам сети автосалонов «Истком».
В последнее время люди стали искать дополнительные возможности «покупки автомобиля сейчас, а выплаты – потом», помимо кредита с высокими ставками. Здесь на помощь приходят федеральные программы поддержки автопрома, и как вариант – лизинг автотранспорта. «По условиям государственной программы льготного автолизинга, клиент в прошлом году мог получить скидку до 10% от стоимости машины при оплате первоначального взноса по заключенному договору лизинга. Надо сказать, что программа существенно оживила авторынок. К примеру, в 2014 году процент проникновения лизинга в автопродажи составил по легковым автомобилям 3,6%, а в 2015 — 5,4%. По грузовикам рост еще более существенный: с 34% до 51%, – говорит руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг» Андрей Волков. – Надо отметить, что одно из основных преимуществ лизинговых сделок для клиента - возможность выбрать удобный график платежей, в том числе и дифференцированный». В числе других преимуществ – приобретение автомобиля в лизинг с остаточной стоимостью, т.е. без обязательства выкупить транспортное средство в конце срока лизинга, что, соответственно, снижает ежемесячные выплаты. В этом случае лизинговая компания снимает с клиента «головную боль», как этот автомобиль продать по истечении срока лизинга.
На покупке автомобиля проблемы не заканчиваются. Ведь в тяжелые времена выходит на авансцену известная всей Европе «стоимость владения». Это расходы на топливо, стоимость страховки, ТО, ремонтов. И первое, на чем начинают экономить автомобилисты, - страховка. Некоторые от каско теперь вообще отказываются. Конечно, в условиях изменения потребительских предпочтений страховые компании стали предлагать более широкую линейку страховых продуктов, в том числе более доступных: страхование с франшизой, телематикой, только от угона и тоталя, в результате ДТП по вине третьих лиц. Николай Егоров, зам. Директора Северо-Западного регионального центра ОАО «АльфаСтрахование» по розничным продажам, рассказывает: «В 2015 году мы запустили линейку телематических продуктов «Очень умное КАСКО». Такие решения позволяют страховой компании составить представление о стиле вождения конкретного клиента и предложить персонализированный тариф. Для аккуратных водителей это огромный плюс – им больше не приходится переплачивать за менее аккуратных клиентов страховой компании. Безусловно, актуальным вопросом остается страхование подержанных автомобилей в низком ценовом сегменте. Для наших клиентов ОСАГО мы вывели на рынок продукт «КАСКО в 10-ку», всего за 9950 руб. можно больше не беспокоиться об угоне автомобиля, поддельном полисе ОСАГО виновника ДТП, и даже о том, хват ли лимита ОСАГО и суммы возмещения».
Рынок автострахования в деталях
Рынок страхования переживает не лучшие времена. Денис Горулев, Заместитель заведующего кафедры «Страхования и управления рисками», Доцент СПб ГЭУ (ФИНЭК), Руководитель финансового комитета Союза Страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада привел цифры: «Падение сборов по каско на страховом рынке России за 2015 год к 2014 составил 31 млрд рублей. Средняя премия возросла с 41 тыс. до 49 тыс. рублей. А средняя выплата по КАСКО возросла с 54 до 62 тыс. рублей».
Те автомобилисты, которые не могут отказаться от каско в силу требований со стороны банков по условиям автокредитования или из-за собственного понимания, что такая защита им необходима, все равно стараются сэкономить. Как один из вариантов экономии – франшиза, при которой повреждения ценой меньше суммы франшизы владелец авто ремонтирует за свой счет. Для страховой компании риски в целом снижаются, а страхователи перестают смотреть на страховую компанию, как на советскую «кассу взаимопомощи», и не пытаются любым способом выжать из страховой денег больше, чем заплатили за страховку.
Николай Егоров комментирует: «Франшиза становится все более популярной. Если раньше у нас договоров страхования франшизы было меньше 7%, сейчас эта цифра в Санкт-Петербурге превысила 60%. В тех регионах, где люди больше почувствовали влияние кризиса, процент еще выше. Если брать Архангельск, Мурманск, то там цифра выше 70%».
Что касается ОСАГО, то тут грядут перемены. Виталий Цветков, Исполнительный директор ПАО «СК Гайде» сообщает: «Что касается сборов по ОСАГО, объемы существенно увеличились, в первую очередь, за счет повышения тарифов. На фоне этой тенденции, профессиональное объединение страховщиков ищет пути решения одной из важных проблем - появилось значительное количество фальшивых полисов ОСАГО. Одни приобретают полис с существенной сидкой, не имея представление, что он фальшивый, другие, к сожалению, сознательно покупают фальшивку с целью сэкономить, только чтобы предъявлять полис инспектору ГИБДД.
Электронный полис ОСАГО - защита от мошенников и «подводные камни»
Летом грядет замена бланков полисов ОСАГО. Мнения экспертов расходятся в оценке эффективности этой кампании. Однако есть еще один инструмент, позволяющий защитить себя от покупки подделки - это электронные полисы. Николай Егоров комментирует: «Несмотря на то, что схема покупки е-ОСАГО очень простая, автовладелец далеко не всегда успешно ее проходит. Заполненное онлайн заявление на страхование регистрируется в информационной системе страховщика, указанные в нем данные проверяются на соответствие в АИС ОСАГО. И как раз на этом этапе есть большая вероятность получить отказ в оформлении. Основная возможная причина — это несоответствие данных в форме заявления и в системах РСА.
РСА и страховщиками намечен ряд инициатив, и ближайшая из них - оптимизация алгоритма проверки данных заявления на соответствие информации в системах РСА. Дальнейшая эволюция - разделение запроса на блоки и проверка их в БД соответствующих ведомств, а не через наполненную страховщиками базу. Все это позволит упростить покупку полисов и, что важно, максимизировать количество успешно завершенных оформлений. Как утверждают страховщики, процесс покупки электронного ОСАГО в будущем будет идентичен покупке билета на поезд или самолет.
Электронный полис ОСАГО выглядит как обычный. Его можно легко отличить по серии XXX. На нем указано: «Договор ОСАГО заключен в виде электронного документа». Вероятно, такой документ можно подделать в графическом редакторе, но нужно понимать, что это, в первую очередь не «бумага», а - запись в системе страховщика и системах РСА. Николай Егоров комментирует: «Если на дороге возникла спорная ситуация между владельцем с электронным полисом ОСАГО и автоинспектором, сотрудник ГИБДД должен проверить данные е-ОСАГО в сети ИМТС МВД России или на официальном сайте РСА».
С появлением электронных полисов возникла еще одна трудность – это появление фейковых сайтов с предложением приобрести электронный полис. Поэтому страховщики настоятельно рекомендуют очень внимательно проверять сайт на соответствие и приобретать полисы только на официальных электронных ресурсах страховых компаний.
Максим ФРЕЙМАН. |