14.11.07
Как появляются и как используются для махинаций страховые полисы ОСАГО, а также что влечет за собой утеря страховых документов для покупателей и для страховщиков, обсуждалось экспертами на пресс-конференции за круглым столом, организованной агентством Shadursky promotion. Поддельные полисы ОСАГО «бьют» по карману страхователя и по имиджу страховщика В СПб от 200 до 400 тысяч бланков страховых полисов всех видов страхования "уходит" с рынка, будучи испорченными, утерянными или украденными, чтобы в дальнейшем, возможно, стать средством наживы для страховых мошенников. Около половины из этих бумаг это стикеры для автомобилей, около 30 % - квитанции формы А7, около 10 % - полисы ОСАГО. Остальное количество делится между полисами добровольных видов страхования - туристические и КАСКО, домашнего имущества и от несчастного случая. Эта статистика была озвучена экспертами за круглым столом, организованным Shadursky Promotion. Но как они появляются и как действовать, если Вам продали поддельный полис ОСАГО? Как исчезают полисы ОСАГО Бланки договоров ОСАГО печатаются на защищенной бумаге на «Гознаке» и являются документами жесткой отчетности. Вопросы их наличия и утраты контролирует Российский союз автостраховщиков (РСА). Наиболее типичная картина исчезновения полисов ОСАГО - когда достаточно обширный пакет документов – полисы, стикеры и пр. - передается новому партнеру страховой компании – брокеру/посреднику. И он исчезает с рынка… Известны случаи подобного надувательства единовременно около 40 страховых компаний. Поставить в известность всех – залог благополучного исхода Директор Страхового информационно-аналитического центра Константин БАЙКОВ информирует о стандартном порядке действий страховщика в таком случае: «1. Подать сведения в РСА о факте, о номерах «ушедших документов» и пр. 2. Оповестить всех владельцев таких незаконных бланков о том, что они недействительны и что по претензиям по этим документам страховая компания не отвечает. Оповещение производится через прессу. Случаи признания судом правоты страховщика только исходя из опубликованного в СМИ извещения уже имели место». «Полисы КАСКО, например, - довольно дорогие, - продолжает руководитель СИАЦ. - Страховые компании сами их стараются максимально защитить. Их утеря непременно требует оповещения населения через прессу, поскольку третейский судья в лице РСА в данной ситуации отсутствует». Превентивные меры против мошенников СИАЦ создал небольшой ресурс, где собраны реквизиты и номера утраченных бланков. В этом сервисе находится около 170 тыс. заявленных бланков - не только полисов ОСАГО, но и полисов по другим видам страхования, о которых страховая компания желает добровольно сообщить. Сведения поступают через Интернет, через WAP-сервис и через смс. Они вполне доступны страхователю. База пока преимущественно по питерским бланкам, но может аккумулировать и федеральную информацию. ГИБДД только останавливает, находит и передает «Если мы задерживаем водителя с поддельным страховым полисом, - говорит старший инспектор отдела пропаганды УГИБДД по СПб и ЛО Вадим МАТВЕЕНКО, - то в наши обязанности входит лишь написание рапорта и передача этого человека в ближайший территориальный отдел милиции. Поскольку по подделке документов возможна уголовная ответственность, то уже милиция и представители других органов власти продолжают работу с задержанным». «Если человек добросовестный покупатель, то нет смысла его наказывать за покупку поддельного документа при отсутствии навыков определения подлинности документа, добавляет мнение начальник 5 отдела УГИБДД по СПб и ЛО Татьяна ЗЫБИНА. - Но дознание все равно передается в милицию». Мера ответственности и меры страховых компаний СК в более выгодном положении, нежели потерпевший, который может не знать, что не надо приобретать полисы в необорудованных местах, у сомнительных личностей. «Тем не менее, - считает Александр ЗИКРАТОВ, директор юридической компании «Паритет», - страховая компания должна нести ответственность за своих агентов, т.к. они уполномочены не только продавать, но и несут ответственность за эти полисы, за риски и неприятности, которые могут произойти с данными бланками строгой отчетности». Заместитель генерального директора по автострахованию СК «Русский мир» Андрей ЗНАМЕНСКИЙ выражает мнение страховщиков: «Полис сама по себе не ценная бумага, а лишь форма договора, который должен быть подписан двумя сторонами, каждая из которых должна иметь право на заключение подобных договоров. Если стороны (или одна из сторон, например, мошенник) не имели права подписывать, то этот договор не будет считаться заключенным. Но само фигурирование такого «документа» - это очень сильный удар по имиджу компании». Именно поэтому страховые компании выделяют довольно большие средства на обеспечение сохранности своих полисов. О доверии и доверенности Основная рекомендация эксперта будущим покупателям страхового полиса – не покупать его «на улице». Это означает, в первую очередь, грамотную идентификацию лица, подписывающего документ от имени компании. Агент обязан иметь при себе либо оригинал доверенности своей страховой компании на ведение своей деятельности либо его нотариально заверенную копию. А также – как минимум копию доверенности самой компании, поскольку она имеет обыкновение рано или поздно заканчиваться…. Если адрес агента – Россия, это должно насторожить Обращать внимание также следует на то, как и какие реквизиты оставляет Вам агент. «Агенты, как правило, заинтересованы в создании своей клиентской базы. Если же по вашей просьбе человек уклоняется давать свои координаты, это должно вызвать подозрения», - продолжает руководитель юридического отдела Первой страховой компании Павел САВВИН. Каждый страховщик выбирает для себя… «Если полисы утеряны – за это руководители страховой компании отвечают сами. Мы занимаем позицию страховой компании, как бы она ни решила отреагировать на возникшую ситуацию», - комментирует позицию посредников руководитель бюро страховой экспертизы Ассистанской компании «ЛАТ» Сергей СОЛОВЬЕВ. «Путь отказать в выплате у страховой компании всегда есть. Но в нашем случае мы взяли на себя расходы. Несмотря на то, что было заведено уголовное дело, которое довести до конца оказалось крайне сложно», - делится опытом директор СПб филиала страховой компании «Асоль» Александр БАКЛУШИН. |