23.12.25

Обязательное страхование автогражданской ответственности сокращается по премиям и увеличивается по выплатам. В 2026 году эта тенденция может поменяться.
Общая сумма собранных премий по ОСАГО за 11 месяцев 2025 года сократилась на 1,6% по сравнению с таким же периодом прошлого года, с 302 млрд до 297 млрд рублей. Об этом рассказал на встрече с журналистами в Москве Евгений Васильев, вице-президент ВСС (Всероссийский союз страховщиков) и директор по методологии страхования РСА (Российский союз автостраховщиков).
Согласно приведённым им данным, средняя премия по годовым договорам уменьшилась втрое сильнее — на 4,8%, с 7 342 рублей до 7 274. При этом средняя выплата в текущем году выросла на 16,3%, со 100 132 рублей до 116 408 рублей. Общая сумма выплат поднялась на 6,6%, со 192 млрд рублей до 204 млрд рублей.
Отставание доходов от этого вида страхования от расходов в страховом сообществе традиционно объясняют высокой конкуренцией, не позволяющей продавцам полисов поднимать их цену в соответствии с динамикой выплат. «Мы можем фиксировать одну простую вещь: рынок крайне высоко конкурентоспособный, компании не имеют возможности каким-то образом необоснованно завышать страховые премии, — комментирует Евгений Васильев. — И на фоне высокой учётной ставки, тем не менее, рынок смог зафиксировать снижение средней премии. Что, честно сказать, практически нонсенс для нашего рынка. По-моему, не подешевело практически ничего в уходящем году».
Привычка страховаться
Из позитивных тенденций Евгений Васильев отметил рост количества годовых договоров ОСАГО. Оно увеличилось на 2,9%, с 39,5 млн до 40,7 млн договоров. «Мы достаточно сильно переживали, — поделился воспоминаниями вице-президент ВСС. — Действительно, когда в начале года отменялась проверка полисов ОСАГО при регистрации транспортных средств, мы ожидали, что это может привести к снижению количества договоров. Что люди перестанут лишний раз покупать полис ОСАГО. На самом деле нет. Видимо, уже эта связка, что при регистрации необходимо иметь полис ОСАГО - она уже у всех «в крови», поэтому никакого снижения не произошло. Мы видим даже небольшое увеличение. Хотя, на самом деле, был период, когда количество транспортных средств у нас подскочило в продаже. Наверное, это, в первую очередь, связано с этим».
Недоступный ремонт
Проблемной областью ОСАГО остаётся натуральное возмещение убытков. В последние несколько лет подавляющее большинство ДТП урегулируется денежными выплатами. Это происходит потому, что станции техобслуживания в условиях дефицита и задержек в поставках запчастей не способны уложиться с ремонтом в установленные законом об ОСАГО сроки. Соответственно, страховщикам не удаётся заключить достаточное количество договоров с СТО, чтобы обеспечить пострадавших в ДТП ремонтом. А выплата деньгами производится с учётом износа деталей автомобиля, и её чаще всего на полноценное восстановление не хватает.
«На сегодняшний день случаи, когда люди получают возмещение в виде отремонтированного транспортного средства, по сути, не превышают 7%, — констатирует начальник управления методологии урегулирования убытков РСА Екатерина Гринева. — Соответственно, это продолжает быть сложностью для тех, кто всё-таки хочет, скажем так, реализовать своё право на получение возмещения. Потерпевший жалуется на страховщика, на то, что он не отремонтировал его повреждения, а заплатил в виде страхового возмещения с вычетом износа. Здесь стоит сказать, что проблемы на сегодня у страховщиков всё те же. Да, есть станции, но они не готовы ремонтировать на тех условиях, которые сегодня существуют. Ну и, соответственно, есть компании, у которых в принципе нет ни одной станции по ОСАГО, потому что они отказываются от заключения договоров. И ситуация получается достаточно патовая, потому что есть страховщик, который обязан отремонтировать, нет станции, которая может и хочет сделать ремонт, а ответственность за это несёт страховая компания».
По её словам, судебная практика и практика разбирательств с участием финансового уполномоченного складывается не в пользу страховщиков. «Сейчас, по сути, каждый, кто не получил возмещение в виде ремонта, может прийти в суд и потребовать взыскать со страховщика по обязательному страхованию те расходы, которые были фактически понесены, — подчёркивает представитель РСА. — То есть, не применяется единая методика и справочники, по которым по ОСАГО считается возмещение. Соответственно, есть случаи, когда, условно, убыток, который заплатил страховщик, по методике составляет 200 тысяч, а взыскивается больше 1 млн. В принципе, такие ситуации уже не рассматриваются в рамках плоскости самого закона, а выходят в споры по гражданскому законодательству. Соответственно, выплаты достигают несоизмеримых размеров».
Как говорит Екатерина Гринева, страховщики опасаются того, что, если ситуация не изменится, система ОСАГО не выдержит, потому что резервов для таких выплат в ней нет. Убытки придётся распределять между всеми автовладельцами, которые страхуют свою ответственность. «Это может привести к росту премий для всех автовладельцев, даже для тех, которые в принципе не попадают в аварию, и, соответственно, за возмещением не обращаются или крайне редко это делают», — предупреждает она.
Чтобы исправить положение, РСА считает необходимым поменять подходы к возмещению. В законопроекте, предложенном ассоциацией, предусматривается возможность для автовладельца получить выплату с учётом износа, а затем отремонтировать повреждённую в ДТП машину на СТО в течение того срока, который возможен, и после этого получить от страховщика разницу между первоначальной выплатой и реальной ценой ремонта. Однако, по словам Екатерины Гриневой, данный законопроект пока не внесён на рассмотрение Госдумы. Он лишь прошёл парламентские слушания.
Тарифы корректируются
Поскольку тенденция отставания доходов от расходов не может продолжаться долго, страховой рынок готовится к увеличению сборов по ОСАГО в следующем году. Предпосылки к этому созданы, в частности, новым Указанием Банка России от 09 октября 2025 года № 7204-У, вступившим в силу 9 декабря. В нём расширен тарифный коридор на 40% для мототранспорта и на 15% — для остальных категорий транспортных средств. Кроме того, скорректированы территориальные коэффициенты для ряда территорий. А для двух субъектов Федерации - Ингушетии и Новосибирской области, отличающихся аномальным уровнем убытков страховщиков ОСАГО, эти коэффициенты были увеличены сразу вдвое. «Это связано с наличием недобросовестных практик, которые не удаётся искоренить за последние годы, — объяснил Андрей Спиров, начальник управления методологии страхования РСА. — Видимо, это сигнал и этим регионам, и другим, что теперь есть такая мера, как существенное увеличение территориального коэффициента».
По данным РСА, в Ингушетии после 9 декабря 2025 года средняя премия по ОСАГО увеличилась сразу на 72%. По Новосибирской области увеличение средней премии произошло на 30%. В Ингушетии, как рассказал Андрей Спиров, средняя выплата по ОСАГО в 2 с лишним раза больше, чем в среднем по РФ. В Новосибирской области — на 50%. «Уровень выплат с учётом расходов на ведение дел в Республике Ингушетия больше в 6 раз по сравнению со средним показателем по стране, — добавил он. — В среднем по РФ этот показатель равен 92%, а в Ингушетии — 587,4%. А в Новосибирской области — 184,5%».
Отключаемые полисы
Впечатляющую динамику в текущем году показали краткосрочные полисы ОСАГО. В текущем году их число уже превысило 8,8 млн. 99% покупателей составляют таксисты. Такие полисы появились на рынке в марте 2024 года, и к концу года их было продано 1,1 млн. Как рассказал на встрече с журналистами Евгений Уфимцев президент ВСС, РСА и НССО (Национальный союз страховщиков ответственности), в страховом сообществе от краткосрочных полисов ожидали ещё более сильных результатов. «Запускались короткие полисы, которые, на наш взгляд, должны были стать трендом, — сообщил он. — Но всё-таки, очень большого рывка не получилось. Да, в сегменте страхования такси они действительно сыграли очень серьёзную роль, и это тоже, наверное, хорошее, нужное, важное направление. Но пока они до конца ещё не отыграли весь свой положительный потенциал и возможности по другим сегментам и секторам. Например, «короткое» ОСАГО может быть востребованным как дополнительная возможность для человека, у которого уже есть свой длинный годовой полис, чтобы вписать туда другого водителя на какой-то короткий период, или же самому воспользоваться краткосрочным полисом для своего второго автомобиля, который он не всегда использует, а, например, выезжает только на охоту, на рыбалку. То есть, существуют разные жизненные ситуации, при которых, по нашим расчетам, короткие полисы могут очень активно использоваться. Это тоже стало внедряться в практику, но пока рывка ещё не было. Просто закладывался хороший фундамент. Мне кажется, в 2026-м году будут серьёзные изменения, связанные с короткими полисами».
Между тем Николай Галушин, генеральный директор Национальной страховой информационной системы упомянул ещё об одном потенциально прорывном продукте на рынке ОСАГО. «Этой осенью появился продукт, который способен «взорвать» этот рынок, «взорвать» - в хорошем смысле, — предупредил он. — Если мы уже пришли к однодневному ОСАГО, то в мыслях есть страхование switch on switch off: вы пользуетесь машиной — вы покупаете продукт, вы не пользуетесь машиной — вам не нужно платить за страхование ОСАГО, потому что она стоит у вас припаркованная на стоянке. На рынке КАСКО эта революция уже произошла. Сейчас можно купить почасовое КАСКО».
Иван ЕВДОКИМОВ |