15.07.19
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance
Банк России воплощает в жизнь идею, которую глава ЦБ Эльвира Набиуллина озвучила недавно на Петербургском финансовом конгрессе. Мегарегулятор ограничивает кредитование сделок слияния и поглощения.
Напомним, госпожа Наибуллина 4 июля заявила: «Здоровое корпоративное кредитование – это, в первую очередь, кредитование операционных компаний, занимающихся развитием производства. А пока мы видим, что банки с бОльшим удовольствием кредитуют сделки слияний и поглощений. То есть кредитуют перераспределение собственности, а не расширение деятельности, при этом все чаще и чаще испытывая проблемы с возвратом ранее выданных кредитов.
Мы еще год назад говорили о том, что нас тревожит эта тенденция, но банки просили нас повременить с введением регуляторных мер, направленных на ограничение кредитования сделок слияний и поглощений. И мы пошли навстречу пожеланиям участников рынка, дали время подготовиться. Но, конечно, мы видим, что без прямого изменения регулирования, регуляторного давления с нашей стороны эта тенденция не поменяется. Поэтому далее откладывать введение этих мер мы не намерены».
И действительно не отложили. 13 июля на официальном сайте ЦБ опубликовали проект указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 28 июня 2017 года № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».
Проект вступает в силу с 1 октября 2019г.
Он относит кредитование вложений в уставные капиталы других юрлиц к третьей категории качества (исключение ЦБ сделал для вложений в акции оборонных предприятий, а так же при реализации целевых федеральных программ). Повышение качества кредита на одну категорию возможно либо для заемщиков, получающих государственную поддержку, либо если заемщик подтверждает показателями операционной деятельности возможность своевременно гасить кредит.
Повышенные резервы по кредитам — барьер для банкиров.
Мораль. Если завод успешно работает, то рыночная стоимость его, как бизнеса, растет. Не важно, происходит ли это в ходе роста биржевых котировок или в ходе переговоров при перепродаже непубличных компаний. При этом есть риск надувания еще одного пузыря, когда рост капитализации завода отрывается от роста его прибыли. Если инвестор играет на свои, то это его проблема. А если на заемные, да еще обеспечением кредита служат те же акции? Тогда это уже риск банка, а если падение котировок будет идти широким фронтом, то и всей банковской системы.
Мегарегулятор хочет, чтобы банки направляли средства на строительство новых мощностей, а не на перепродажу старых по новым, повышенным ценам.
Вот только бы была уверенность, что продукция тех самых новых мощностей окажется востребованной у потребителей, впрочем, это уже другая история.
Мнение редакции по отдельным вопросам может не совпадать с мнением автора |