17.07.19
В дни работы в Санкт-Петербурге XXVIII Международного финансового конгресса председатель правления банка «Уралсиб» Константин Александрович Бобров встретился с журналистами ведущих деловых СМИ и ответил на их вопросы.
Разговор шел об итогах работы и перспективах развития банка «Уралсиб», одного из крупнейших частных банков страны, занимающего, по данным портала Банки.ру, 17 место по размеру активов среди банков России.
- Константин Александрович, каковы сейчас финансовые показатели банка?
Чистая прибыль по первому полугодию 2019 года по российским стандартам (РСБУ) составила 9,4 млрд рублей. Мы ожидаем, что второе полугодие добавит еще около 3 млрд рублей и таким образом, показатель годовой прибыли прогнозируется с более чем двукратным ростом к показателям 2018 года. Похожая картина ожидается и по МСФО – серьезный рост по прибыли и капиталу.
Что дает основания для позитива? Сегодня вы видите, что ситуация на рынке достаточно стабильна, идет снижение ставок. Мы ждем ключевую ставку ЦБ в ближайшее время 7,25-7,00% годовых. Эта волна для банков вполне благоприятна. Безусловно, мы должны иметь в виду возможный негативный сценарий развития событий – геополитические сложности, пресловутый «черный лебедь». Тем не менее, мы готовы и к самым неблагоприятным событиям. Когда мы готовили стратегию развития банка на 2019 – 2021 гг, которую сейчас реализуем, то ключевой задачей была устойчивость бизнеса при любой экономической ситуации, способность банка противостоять любым возможным стрессовым сценариям развития событий. Мы тестировали ее по достаточному жесткому набору параметров, и пришли к выводу, что бизнес-модель устойчива практически в любой ситуации. А это главное.
Процесс финансового оздоровления банка проходит со значительным опережением плана. Банк соблюдает все нормативы ЦБ.
- Как вы смотритесь в «зеркале» рейтинговых агентств?
В конкуренции с рынком мы должны быть вооружены. Рейтинг – это оружие. Агентства всегда достаточно аккуратно и обстоятельно относятся к тем или иным рейтинговым действиям, особенно, к повышению рейтингов. Мы это понимаем, поскольку агентствам действительно очень важно убедиться, что у нас в плане достижений не разовая история, а поступательный прогресс.
В марте-апреле этого года рейтинговые агентства Moody's и Standard & Poor's повысили рейтинги Банка до «B2» (прогноз «Позитивный») и «B» (прогноз «Стабильный») соответственно. Как отмечают агентства, повышение рейтингов обусловлено ростом прибыльности, стабильностью базы фондирования, существенным буфером ликвидности, а также возможностями дальнейшего стабильного развития бизнеса по ключевым для Банка направлениям.
Не менее нам важны российские рейтинги. В прошлом году мы получили рейтинг российского кредитного агентства АКРА на уровне ВВВ- и, конечно, рассчитываем на прогресс и в этом направлении.
- Какие направления приоритетны для банка в кредитовании?
«Уралсиб» в своей новой стратегии сохраняет свою универсальную модель. Мы развиваем розничный, малый и корпоративный бизнес, а также бизнес на финансовых рынках, в целом придерживаясь консервативной модели.
Стратегия эта достаточно хорошо сбалансирована. У нас есть точки, где мы фокусируемся, обеспечивая опережающий рост. Такие, например, как малый бизнес, ключевые для нас розничные продукты.
А где-то – ведем себя консервативно. Например – в сегменте крупных корпоративных клиентов. Здесь мы стремимся не агрессивно наращивать портфель, а развивать отношения с клиентом, продавать ему большее количество продуктов. При этом мы осознанно работать с меньшими чеками. Поскольку – чем крупнее клиент и выше сумма сделки, тем больше риск для баланса банка.
Из розничных продуктов для нас по-прежнему важна ипотека — хороший классический банковский продукт с низким риском. Мы предполагаем, что будем входить в Топ-7 или выше по этому продукту. С потребительским кредитованием сложнее, мы видим, что регулятор старается ограничить его избыточный рост, опасаясь закредитованности.
Также под новые задачи мы оптимизируем филиальную сеть. Какие-то из них закрываются, какие-то – меняют локацию. Закрытие точек – не самоцель. Мы смотрим, какие каналы работы в данной локации более эффективны. Как только точки будут терять эффективность это основание, чтоб прекратить ее работу. Тем не менее, сегодня у банка более 270 отделений по всей России, это одна из крупнейших региональных сетей на банковском рынке.
- Судя по отчетам, «Уралсиб» успешно работает на рынке ценных бумаг…
Портфель ценных бумаг — это один из показателей состояния банка. Мы следуем конъюнктуре рынка, то есть, и покупаем бумаги, и продаем их, когда считаем это выгодным.
Совсем недавно мы получили прибыль от роста российских облигаций. Мы продали достаточно значимый портфель ценных бумаг, зафиксировав прибыль, которую направили на формирование резервов по плану финансового оздоровления. У нас осталось чуть более половины ценных бумаг. Мы уменьшили количество облигаций с длинной дюрацией, со сроком жизни больше 5 лет, сохранив при этом высококлассные корпоративные бумаги. Также оставили во владении бумаги со средней дюрацией – 3-4 года.
- Вы активно работаете с малым и средним бизнесом. Даже обучаете людей, которые только собираются открыть свое дело. Работает специальный образовательный проект для бизнеса, это продолжится?
Да, это одни из фокусов нашего развития. Что такое кредитование малого бизнеса? Это легкие кредиты, которые можно давать под арендный поток, например. Это овердрафт. Это то, что удобно. МСБ – это не только кредиты малому и среднему бизнесу. Мы развиваем транзакционную, гарантийную деятельность. И в целом для этого сегмента мы стремимся быть основным банком, предлагать в комплексе всю совокупность продуктов и услуг, необходимых для ведения и развития бизнеса. А это кредитные и гарантийные продукты, РКО, финансовые и нефинансовые сервисы, а также возможность пройти обучение и получить помощь при выборе программы господдержки. За последние годы в банке создана целая экосистема для бизнеса, и безусловно, мы все эти возможности будем активно развивать и впредь.
- Совсем недавно ушел из жизни главный акционер банка Владимир Коган. И, безусловно, я не могу не задать вопрос – как эта трагедия отразится на дальнейшей судьбе банка?
Да, это вопрос, который в последние недели я слышал не один раз. В человеческом плане уход Владимира Игоревича — тяжелая потеря не только для его семьи и друзей, но и для всего делового мира. Я знал его давно и для меня это огромная личная утрата.
Что касается бизнеса, то банк функционирует устойчиво и бесперебойно, о чем свидетельствуют финансовые показатели. Никаких изменений в операционном управлении банка не планируется. В банке выстроена система корпоративного управления, соответствующая принятым международным стандартам. Есть два основных рычага управления – Наблюдательный совет (совет директоров) и Правление. С начала 2016 года в Правление банка входит сын Владимира Игоревича – Евгений Владимирович Коган, который, естественно, как представитель семьи акционера, принимал и принимает участие во всех ключевых процессах в банке. Сейчас он был выбран Председателем Наблюдательного совета нашего банка. Это дает возможность сохранять быстроту и сбалансированность принятия управленческих решений.
В свою очередь, Банк России подтвердил, что никаких изменений в процедуре финансового оздоровления в связи с кончиной основного акционера не планируется. Международные рейтинговые агентства также подтвердили рейтинги банка. А аналитики Standard & Poor's заявили, что не ожидают каких-либо существенных изменений в операционной деятельности банка, во взаимоотношениях с партнерами и регулятором, и считают, что процесс передачи собственности не вызовет затруднений.
Записал Алексей МИРОНОВ. |