29.07.19
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance
В эти дни исполняется 25 лет (юбилей, как ни крути!) с момента краха великой финансовой пирамиды МММ. Юбилей этот одни забыли по глупости, а другим вспоминать не хочется. И все же придется.
Напомним, что бумаги с портретом основателя этой структуры Сергея Мавроди, начали продаваться гражданам с февраля 1994 года. Продавались они поначалу по номиналу 1 тыс. руб. («старыми», в нынешнем масштабе после деноминации это 1 руб., но в тексте я использую тогдашние деньги). Кстати, буквы в названии означают «Мавроди, Мавроди, Мельникова» (первые два — братья Сергей и Вячеслав, а Ольга Мельникова — жена Вячеслава).
Обещания и реклама в духе «курс постоянно растет», «я вложила 10 тысяч, а через неделю получила 15 тысяч!» (а ты чем хуже?), сделали черное дело. Граждане поверили и понесли в контору деньги.
МММ-ки (так называемые «акции», беру это слово в кавычки так как свойствами настоящих акций бумаги от Мавроди не обладали), а так же «билеты» (ну нет и никогда не было в нашей стране такого вида ценных бумаг, есть билет на балет, на трамвай есть) росли в цене.
Организаторы аферы продавали свои «акции» с билетами (на пароход, уходящий в рай?). Были сомнения — чем они обеспечены? Но, кто думать хотел, тот держался от МММ подальше, а кто не хотел, тот просто не думал.
Курс рос, пока приток денег был. Но он не вечен. В итоге, Сергей Мавроди объявил, что 29 июля 1994 года стоимость акций снижается в 127 раз (!), до 1 тысячи рублей. Но обещал, что курс вновь начнет расти и восстановится.
А дальше, как в песне, не растет трава зимой, поливай, не поливай....
«Самым драматичным на Варшавке был конечно день 29 июля, - вспоминмет сотрудник социологического факультета МГУ им. MB. Ломоносова Анна Зотова - Я была у здания только вечером, видела разъяренную толпу, которая, казалось, была готова идти на штурм здания, чтобы вернуть свои деньги. Но через час митингования волнение улеглось, и те же вкладчики, которые в течение нескольких дней не могли сдать свои акции, решением Мавроди обесценившиеся теперь практически до нуля, покорно встали в новую очередь за тем, чтобы купить по дешевке еще билетиков «МММ». Это было похоже на фильм абсурда. Люди, уже раз обманутые, продолжали верить «МММ», доказывали мне с подсчетами, что для них покупка новых билетов — единственная возможность вернуть свои деньги и быстро заработать еще».
Анна Зотова не вкладчик, а профессионал-социолог, которая быстро, в гуще событий провела полевые исследования толпы. Я очень рекомендую ее статью «Еще раз об «МММ» и о нас» http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/18801570.html
Потому что ничего не изменилась. Простые человеческие чувства, алчность, страх, надежда, привычка перекладывать вину «на правительство»....
В то же время действовали и другие финансовые пирамиды - «Русский дом Селенга», «Хопер-Инвест», «Гермес», «Русская недвижимость». Жили они недолго.
Вера в то, что человек, который всю жизнь точил втулки на заводе или вдалбливал оболтусам в головы смысл письма Татьяны к Евгению Онегину, вдруг, по мановению волшебной палочки, может стать миллионером (настоящим, значит, долларовым, а не как все, шутовским - неденоменированным рублевым). Да не просто долларовым миллионером, а биржевым спекулянтом (что это профессия, требующая изначальных способностей, плюс долгого обучения думать не хотелось).
Государство тогда было бедно, а потому попытка вытребовать от него помощь ни к чему не привела.
Но МММ была, судя по рекламе, самой масштабной. Хотя все относительно, точных данных нет. Когда все рухнуло, то пострадавшие, поняв, что компенсации не будет, как правило не регистрировались.
Сергей Мавроди успел потом посидеть в Госдуме и в тюрьме. Я, кстати, считаю что приговор ему был слишком суров. Ведь в долг деньги заведомо без отдачи он не брал! А за колебания курса акций, хоть до нуля, судить нельзя. Правда, обещания, постоянного роста акций, действительно, были.
Когда он умер в марте 2018 года, то, как пишут СМИ, вкладчики скидывались на похороны.
Это справедливо, за науку надо платить. А учителей благодарить. За четверть века выросло поколение, но каждый раз, когда я вижу очередную рекламу «100% за месяц», я понимаю, что июль 1994 года забывать рано.
Мнение редакции по отдельным вопросам может не совпадать с мнением автора. |