31.10.19
Популярность платежных карт в последние году непрерывно растет. В СЗФО объем покупок по картам вырос на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие цифры приводит ЦБ. Жители Санкт-Петербурга и СЗФО все активнее используют банковские карты в безналичных расчетах. На долю безналичных транзакций в регионе пришлось 52,4% от общего объема операций по картам (в Санкт-Петербурге – 51,7%). Оплату картами их держатели совершали в 12 раз чаще, чем снимали с них наличные.
Сколько карт в Санкт-Петербурге?
По данным Центробанка, на 1 июля 2019 года у жителей СЗФО было 28,3 млн платежных карт, из них 14,3 млн штук у жителей Санкт-Петербурга. Более подробно данные представлены в таблице:
Если посмотреть количество карт в Санкт-Петербурге отдельно по банкам, и выделить среди них долю зарплатных, то получается, что зарплатные карты в среднем составляют от 27 до 35% от общего портфеля. При этом, портфель карт крупных банков с госучастием в Санкт-Петербурге составляет порядка 200 тысяч штук (не считая Сбербанка).
Динамика роста числа карт по Санкт-Петербургскому филиалу ПАО «Промсвязьбанк» с начала 2019 года + 23,8%. Так, по состоянию на 10 октября 2019 года в Филиале находится более 206 тысяч штук действующих банковских карт, доля зарплатных карт составляет порядка 55%», приводит данные Иван Ходак, руководитель по развитию продаж департамента розничного бизнеса Санкт-Петербургского Филиала ПАО «Промсвязьбанк»
Портфель действующих пластиковых карт банка «Открытие» в Санкт-Петербурге составил около 200 тысяч штук, из них 35% приходилось на долю зарплатных карт (по состоянию на начало октября)». «Портфель карт с начала года вырос примерно на 15%», - сообщил Иван Макаров, пресс-секретарь банка «Открытие» по СЗФО.
На этом фоне впечатляют данные Райффайзенбанка по Санкт-Петербургу - Северо-Западным региональным центром Райффайзенбанка выпущено и находится в обращении более 515 тысяч дебетовых и кредитных карт. Из них доля зарплатных составляет 27%, согласно данных Дарины Хохлушиной, заместителя директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу.
В Санкт-Петербургском филиале ПАО «БАНК УРАЛСИБ» 46 324 действующих карты, доля зарплатных 32%, уточняет Татьяна Савина, Исполнительный директор, Управляющий филиалом ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Санкт-Петербург.
«В Санкт-Петербургском филиале банка «Возрождение» портфель зарплатных карт за I полугодие вырос на 20% – так же, как и количество организаций, подключенных к зарплатному проекту. Основной рост пришелся на II квартал и связан с запуском нового продуктового предложения для зарплатных клиентов – на текущий момент одного из самых выгодных и удобных для повседневного пользования клиентами», – добавляет Владимир Васильев, Управляющий Санкт-Петербургским филиалом банка «Возрождение».
Сосчитаем «бюджетников» и «зарплатников»
Как оказалось, доля карт сотрудников различных бюджетных организаций не велика: по состоянию на конец 3-го квартала 2019 года доля зарплатных карт сотрудников бюджетных организаций в общем портфеле зарплатных карт ПСБ в Санкт-Петербурге составила порядка 7%. Банк «Открытие» только в последние полтора года начал активно реализовывать зарплатные проекты в бюджетной сфере. Поэтому доля бюджетников среди зарплатных клиентов банка в Петербурге пока относительно невелика и составляет чуть более 10%. В ПАО «БАНК УРАЛСИБ» доля карт бюджетников в Санкт-Петербурге составляет менее 1%.
Рассмотрим динамику выдачи зарплатных карт в Санкт-Петербурге, которая представлена в виде таблицы.
Количество действующих зарплатных карт в Санкт-Петербурге, штук
Дата
|
Санкт-Петербургский Филиал ПАО «Промсвязьбанк»
|
Банк «Открытие»
|
Филиал ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Санкт-Петербург
|
01.01.2019.
|
более 100 500
|
31 000
|
12 649
|
01.07.2018.
|
более 101 500
|
47 500
|
12 923
|
01.01.2019.
|
более 102 300
|
51 000
|
14 094
|
01.07.2019.
|
более 106 200
|
62 000
|
15 162
|
Примечание
|
Сейчас более 112 тыс ЗП Карт. Итого с начала года прирост составил 10%.
|
|
|
Один сплошной онлайн
За последние года три поведение зарплатных клиентов стало заметно меняться. Люди реже снимают наличные деньги в банкомате с зарплатных карт, больше используют мобильный банк и рассчитываются картами.
Иван Ходак приводит статистику ПСБ: при первичном подключении клиентов соотношение между пользователями мобильным приложением и пользователями desktop версии равное. Но как только клиенты на регулярной основе начинают пользоваться on-line банком, то в большинстве случаев переходят на мобильное приложение. Это очень удобно, оно всегда доступно и под рукой. По истечению 3-х месяцев 50% клиентов переходят в мобильное приложение с desktop версий. Соотношение между клиентами банка, которые пользуются мобильным приложением, и которые пользуются онлайн-банком 75% к 25%.
«На 18% с начала года у нас увеличилось количество транзакционного активных клиентов. Это обусловлено преимущественно активным использованием переводов p2p между картами. Прирост мы наблюдали и когда реализовали в устройствах Apple переводы с помощью Siri и идентификацию по отпечатку пальца или face id. Ранее мы также запустили поддержку QR-кода для поставщиков услуг, что также способствовало росту активных клиентов», - отметил Иван Ходак.
Иван Макаров согласен, что клиенты, все чаще используют зарплатные карты как платежное средство. За последние несколько лет нагрузка на банкоматы в традиционные дни перечисления заработной платы снизилась чуть ли не на порядок и теперь уже не является такой пиковой, как прежде. При этом люди по-прежнему предпочитают использовать зарплатные карты, которые по умолчанию оформляются им работодателем.
«Мы видим, что поведение клиентов изменилось: при взаимодействии с банком они все чаще отдают предпочтение онлайн-каналам. За последние 12 месяцев количество розничных клиентов банка в целом выросло на 12% и превысило 2 млн человек. В 2019 году средний клиент банка на 30% реже посещает отделения, чем в прошлом году, а в 2018 — на 10% реже, чем в 2017. При этом количество операций в интернет- и мобильном банке за последние 12 месяцев выросло на 60%, а приложением Райффайзен-Онлайн активно пользуются 77%», – уточняет Дарина Хохлушина, заместитель директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу.
В конце 2018 года Райффайзенбанк запустил потребительское кредитование в полностью дистанционном формате. За 6 месяцев 2019 года банк получил более 100 тысяч заявок на потребительские кредиты и кредитные карты. В первом полугодии более 40% потребительских кредитов были выданы клиентам с использованием Райффайзен-Онлайн. Это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост доли онлайн-канала в привлечении клиентов стал результатом значительных изменений, произошедших в витрине кредитных продуктов онлайн-банка. Весной стала доступна функция обмена документами с цифровой подписью — теперь клиенты могут подтвердить доход и обновить персональные данные, не приходя в банк. Данные клиента при заполнении заявки подтягиваются автоматически, а предварительное решение по выдаче кредита или кредитной карты принимается в течение нескольких минут.
Розничные клиенты, в том числе и зарплатные, все чаще становятся одновременно клиентами разных банков, чтобы максимально использовать бонусы и программы привилегий. При этом, основной картой для них остается зарплатная, потому что банк готов предоставлять более привлекательные условия обслуживания при классическом зарплатном проекте.
Татьяна Савина говорит, что в филиале ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Санкт-Петербург процент POS-оборота в общем обороте операций вырос с 21% до 31%, средняя сумма POS операции упала на 15%, средний POS оборот на карту вырос на 43%.
Ольга Михайловская, коммерческого директора региона «Санкт-Петербург Юг» ЮниКредит Банка подтверждает общую тенденцию: «Действительно, зарплатные клиенты ЮниКредит Банка все реже снимают наличные с карт и все чаще пользуются безналичными способами оплаты: набирает популярность бесконтактная оплата в торговых точках (PayPass и PayWave), а также оплата при помощи мобильного телефона. Часть средств, которыми клиент не планирует пользоваться в ближайшее время, обычно хранится на накопительном счете с ежедневным начислением процентов на остаток».
Доля клиентов ЮниКредит Банка, которые используют мобильный банк для банковских операций, растет из года в год. Для клиентов очень важно иметь возможность переводить деньги (в том числе, используя Систему Быстрых Платежей), оплачивать счета, налоги, контролировать остатки на счетах, картах, задолженность по кредитным картам и кредитам, получать информацию о бонусных акциях, курсах валют и т.п. – все эти возможности предоставляет банковское мобильное приложение.
Владимир Васильев, Управляющий Санкт-Петербургским филиалом банка «Возрождение» резюмирует: «Во многом именно запуск нового продуктового предложения для зарплатных клиентов изменил поведение клиента, сместив акцент на более активное использование карты как платежного средства и более крупные средние чеки операций – это обусловлено опцией продукта, позволяющей ежемесячно получать до 12% возврата от потраченных на покупки средств. Что касается поведения зарплатных клиентов, то мы видим, что за последнее 3 года клиенты – владельцы банковских карт все больше используют их в качестве инструмента платежа, а не средства для снятия поступивших средств. Такому изменению в поведении клиентов особенно способствуют программы лояльности по зарплатным картам, которые позволяют клиентам получать дополнительный доход при совершении покупок. Дополнительным преимуществом является фактов надежности: хранение денежных средств на счетах зарплатной карты является одним из самых безопасных способов. Также мы видим, что вместе со стремительным развитием технологий Банка увеличивается количество клиентов, активно использующих дистанционное банковское обслуживание».
Экспертная группа «ТТ Финанс». |