12.10.20
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance
На минувшей неделе, пока в Америке на торговые площадки возвращался оптимизм, в России царствовала нервозность. Две крупнейшие отечественные транспортные компании были источниками противоречивых новостей.
Начнем с цифр. Индекс РТС весит 1164,3 пункта, что на 12 пунктов выше, чем на старте рассматриваемого периода. Баррель нефти «Брент» идет по 42,4 доллара, это означает подорожание на 3 доллара. Специализированные сайты сообщают о том, что черное золото отреагировало на то, что норвежская компания Equinor приостановила работу на нескольких месторождениях в Северном море из-за забастовки рабочих. Так же положительной (для цены) стала новость о приближении к юго-восточной части США очередного урагана. Впрочем, если учесть данные более раннего периода (а в конце лета баррель шел по 46 долларов), то нет оснований говорить о росте. Наконец, унция золота, которая сейчас стоит 1934,4 доллара, благородный металл прибавил за неделю 50 долларов, но в целом картина на графике цены этого актива похожа на нефтяную.
Теперь к посмотрим на основные новости минувшей недели.
Первая. На график положили градусник.
На фоне сообщений о том, что президент США Дональд Трамп справился напавшим на него вирусом, в Америке решили разогреть рынок акций. За океаном приближаются выборы, из победитель неясен, но, кажется трейдеры уже верят – никаких плохих новостей победа ни одного из кандидатов не несет.
Индекс Доу-Джонса нарастил за неделю около 700 пунктов и достиг 28586 пунктов.
Вторая. «Аэрофлот» спускается на «парашюте»
«Аэрофлот» объявил цену размещения акций на бирже – она оказалась на уровне 60 рублей за бумагу. В начале прошлой недели акции торговались на бирже по 67,5 рублей. Естественно, сейчас они спустились до уровня размещения. Вообще в этом году в мире авиакомпании оказались самыми большими пострадавшими от коронавирусной пандемии. Кто-то из них оказался на гране банкротства, кто-то чувствует себя более-менее уверенно за счет государственной поддержки.
Буду краток. В конце зимы-2020 акция «Аэрофлота» стоила 121 рубль. Соответственно, инвестор купивший ее в начале марта из каждого вложенного рубля потерял 50 копеек. В этом нет ничего страшного: если ты не готов к подобного рода ударам, то не ходи на биржу.
Означает ли это что «Аэрофлот» - плохие акции? Не знаю… Я не верю, что авиакомпания долетается до банкротства. В перспективе лет 5-7 ее акции могут подорожать кратно… Но перед этим они еще и упасть могут. Очевидно, что в ближайшие годы дивидендов не будет. Поэтому, если входить в данную бумагу, то только хорошо рассчитав момент и очень надолго.
Третья. Дебют морского гиганта.
«Совкомфлот» по итогам первичного биржевого размещения акций (IPO) оценили в 3,2 млрд долл. Размещение состоялось по нижней границе ценового диапазона — в 105 рублей.
На IPO "Совкомфлота", помимо российских и иностранных корпоративных инвесторов, бумаги купили 40 тысяч граждан, на них в сумме пришлось 15% размещения.
Четвертая. Народ торит тропу на биржу.
В сентябре брокерские счета на Московской бирже открыли 610 тысяч человек, сообщается в пресс-релизе компании. Это максимальный месячный прирост за всю историю. Таким образом количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже достигло уже 6,8 млн человек. Если учесть членов семей этих инвесторов, то получается, что частный владелец акций становится значимой общественной силой. В начале 90-х на рестарте российского капитализма, было очень много случайных держателей ценных бумаг. Например, кому-то повезло при приватизации, кто-то вбухал бешенные деньги в ваучеры и удачно разместил их на чековом аукционе… Сейчас же мы видим принципиально других людей.
По крайней мере, если бы в РФ существовала политическая партия мелких акционеров, то по моему мнению, она бы уже сейчас прошла в Госдуму. |