11.03.24 14:33:00
О популярных мошеннических схемах и почему люди до сих пор на них попадаются, как банки борются с ними, и что делать россиянам, чтобы не стать жертвами телефонных аферистов, рассказал в интервью «Комсомольской правде» директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров.
Телефон остается основным инструментом злоумышленников, — отметил Уваров. — При этом атаки на граждан становятся персонифицированными. Мошенники изучают и используют в своих схемах частную информацию, в том числе ту, которую жертвы сами размещают о себе в интернете.
Сегодня популярны многоходовые схемы, когда человеку сперва звонит якобы сотрудник МВД, затем он переключает звонок на фальшивого «работника» Следственного комитета или Генеральной прокуратуры и, наконец, на «сотрудника» Банка России, который предлагает перевести деньги на «безопасный счет». Жертве отправляют фотографии поддельных удостоверений личности и приказов Центробанка.
Главное, что нужно знать, — регулятор не работает с гражданами как с клиентами, не ведет их счета, тем более «безопасные», его сотрудники никогда не звонят людям. Все без исключения подобные звонки – мошеннические.
Чтобы противостоять обманам, ЦБ организовал обмен информацией между банками об операциях без согласия клиентов, а вскоре будет налажен обмен данными о цифровых отпечатках телефонов, которые используют аферисты. Банки используют полученные данные в работе своих антифрод-систем и блокируют мошеннические переводы.
В 2023 году банкам удалось спасти деньги своих клиентов на сумму 5,8 трлн рублей. При этом доля возвратов похищенных средств пока еще невысока и составляет 8,7%, но регулятор надеется, что ситуация начнет меняться в лучшую сторону после 25 июля, когда вступит в силу новый закон о противодействии мошенническим операциям. В частности, этот закон определяет случаи, когда банк несет финансовую ответственность перед пострадавшим клиентом и будет обязан вернуть ему деньги, украденные мошенниками.
Второе нововведение — отключение аферистам, попавшим в черный список, электронных средств платежа во всех банках.
Отдельно директор департамента информационной безопасности ЦБ остановился на проблеме дропперов – сознательных соучастников киберпреступлений или делающих это по недомыслию. Как правило, это подростки и молодежь до 19 лет. Мошенники убеждают их за небольшие деньги оформить карту на свое имя, потом на нее поступают деньги, украденные мошенниками у жертв. Дропперы являются частью преступной цепочки и несут ответственность, в том числе уголовную.
Чтобы противостоять этому, Центробанк работает с операторами связи и направляет им информацию о телефонных номерах, используемых мошенниками. В 2023 году так удалось заблокировать больше 570 тысяч номеров злоумышленников.
«Одна из приоритетных задач — сделать финансовое мошенничество экономически невыгодным. Потому что сейчас затраты у преступников достаточно небольшие, но, судя по объемам ущерба, доход они получают приличный. Чем больше будет барьеров для них, тем больше будет расходов и тем меньше будет желающих заниматься этим преступным «бизнесом», — подчеркнул Вадим Уваров. Он также повторил несколько простых правил, которые нужно помнить, чтобы не попасться на удочку аферистов:
- если вам позвонили и завели речь о деньгах, прервите разговор и самостоятельно наберите номер телефона своего банка, указанный на вашей карте;
- никогда и никому не сообщайте личные данные, данные банковской карты, коды из СМС, секретные слова;
- никогда не переходите по ссылкам, которые вам присылают в СМС, электронной почте или мессенджерах.
|