25.09.24 13:06:00
С 1 октября вступают в силу новые условия заключения договоров страхования жизни (ДСЖ), содержащих высокие риски. Как нововведение защитит интересы потребителей финансовых услуг, рассказала агентству ПРАЙМ доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мери Валишвили.
Речь идет о договорах страхования с инвестиционной или накопительной составляющей, которые сложны для понимания граждан, не обладающих специальными знаниями в области финансов, — отметила эксперт. — Это достаточно популярные инструменты сбережения и приумножения капитала, однако они рассчитаны, в основном, на квалифицированных инвесторов, осознающих все плюсы и минусы их использования.
Однако нередки случаи, когда недостаточно финансово грамотные клиенты банков становятся жертвами недобросовестных продаж (мисселинга) и не получают доход, на который рассчитывали. Именно страхование жизни чаще всего становится практикой недобросовестных продаж, когда банки вместо стандартных и безопасных инструментов, вроде вклада или накопительного счета, продвигают более прибыльные, но и более рискованные.
С 1 октября вступает в силу закон, который разрешает страховой организации заключать ДСЖ, по которому размер страховой выплаты или инвестиционного дохода зависит от определенных обстоятельств (изменения цен на товары или ценные бумаги, курса валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции и так далее), только с квалифицированными инвесторами, либо с неквалифицированными инвесторами – физлицами, прошедшими тестирование у страховщика.
«Таким образом, "зашить" в страховой продукт сложные для понимания клиента условия или условия, нарушающие права потребителя, становится достаточно сложно», — подчеркнула Мэри Валишвили.
Она также напомнила, что с 1 апреля 2024 года вступили в силу новые требования к договорам инвестиционного и накопительного страхования жизни. Теперь страховые компании не имеют права отказывать клиентам в выплате всего заработанного инвестиционного дохода, а сама выплата должна быть не меньше совокупных взносов страхователя.
При выявлении недобросовестных практик со стороны банков или страховщиков граждане могут обратиться за защитой своих прав в электронную приемную Банка России.
Марина Григорьева |