07.10.25 15:15:00

Специалисты ВТБ и ученые МГУ разработают модели-детекторы для ИИ-сервисов банка. Эти модели будут проверять ответы, генерируемые искусственным интеллектом, на соблюдение этических норм, возможных ошибок, вымышленных данных и ссылок на несуществующие источники (так называемых галлюцинаций).
О совместном проекте, где, кроме банка, участвуют Институт искусственного интеллекта МГУ имени М.В. Ломоносова и Исследовательский Центр в сфере искусственного интеллекта Университета, рассказал зампред правления банка Вадим Кулик в преддверии форума «Финополис-2025». Его комментарий привела пресс-служба кредитной организации.
«В проекте ведут работу ученые и специалисты разного профиля — математики, лингвисты, психологи, юристы, культурологи и др. — они вовлечены в разработку моделей искусственного интеллекта, которые мы сможем интегрировать во все каналы коммуникаций банка с клиентами, в которых используется генеративный искусственный интеллект, — отметил топ-менеджер. — Мы рассчитываем, что это будет уникальный продукт, которого сегодня нет на рынке».
Уникальность ИИ-моделей будет заключаться в том, что модели при взаимодействии с клиентом будут учитывать культурный код россиян, законодательство, специфику общения с клиентами, внутренние правила работы кредитной организации, юридические и ряд этических аспектов и др.
Сегодня на российском рынке используются решения двух типов. Это либо готовые модули крупных российских разработчиков, либо зарубежные решения на базе открытого исходного кода. «Все они не могут в полной мере удовлетворить интересам банка, — считает Вадим Кулик. — Первые не учитывают специфику и внутренние правила работы банка, ряд аспектов взаимодействия с определенными категориями клиентов. Вторые не учитывают культурный код россиян, духовно-нравственные ценности и др. Все это крайне важно для нас, поэтому мы решили пойти по пути эксклюзивной разработки решения».
Ученые и специалисты сфокусируются на формировании дата-сетов — массивов данных, на которых будут работать модели, а также на обучении и тестировании моделей, их настройку под конкретные задачи и интеграцию модели в сервисы банка. На первых этапах уже проведены десятки интервью со специалистами различных подразделений банка, которые принимают участие во взаимодействии с клиентами. Это как руководители розничных подразделений кредитной организации, так и дивизионы по разработке чат-ботов, цифровых ассистентов и др.
Постепенное внедрение моделей в банке планируется с 2026 года. |