05.07.10
Путешественникам уже не надо объяснять необходимость страхования – уверены страховщики и представители туриндустрии. А вот по размеру страхового покрытия и по покрываемым полисом рискам вопросы есть. Особенности страхования выезжающих за рубеж обсуждали в Агентстве Бизнес Новостей в рамках круглого стола "Страховые услуги для путешествующих". Обязательность оформления страхового полиса (для получения визы) сыграло в пользу популяризации этого вида страхования. Хотя для поездки в безвизовые страны наличие страховки не обязательно, но в ней заинтересованы как туристы, так и турфирмы (чтобы переложить возможные проблемы на страховщика). К тому же услуга эта вполне доступна: стоимость полиса – менее доллара в сутки. Хотя туристу уже не надо объяснять нужность страховки, но важные нюансы страхового договора остаются. «В безвизовые страны продают обычно страховки с небольшим лимитом ответственности - 15 тысяч долларов, в частности Турцию и Египет, а это мало, - считает Татьяна Гаврилова, исполнительный директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии. - Недавняя авария автобуса в Турции показывает, что такие лимиты недостаточны». Также Татьяна Гаврилова говорит, что необходимо внимательно читать договор - что обязуется, и что не будет делать страховщик. «Важно чтобы турист не оказался незащищенным перед лицом возникшей проблемы. Ментальность, что ничего не случаться надо преодолевать в российском гражданине» - заключает она. По мнению страховщиков, преодолевать российским путешественникам надо не только ментальность, но и скрытность или даже природную застенчивость «Клиенту необходимо говорить страховщику полную и достоверную информацию о своих планах. К примеру, если турист в отпуске планирует прыгнуть с парашютом или покататься на горных лыжах, то и размер страховой выплаты в случае травмы должен покрыть затраты на лечение, - объясняет Ольга Герасимова, главный специалист-андеррайтер управления личного страхования филиала ООО «РОСГОССТРАХ». - Платеж по договору страхования, включающий в себя риск занятия спортом, выше, но в случае травмы он с лихвой оправдает себя, так как обычно травмы такого рода тяжелые и финансово затратные в плане лечения». Ольга Герасимова добавляет, что оптимальная сумма страхового покрытия - это 30 тыс. евро, это минимум, который требуют страны Шенгена. «Чаще всего туристы предпочитают стандартный пакет на 30 тысяч евро, подтверждает начальник отдела страхования в туризме СГ «Спасские ворота» в Петербурге Елена Геец. - Помимо стандартного пакета существуют страховки на 50 тысяч евро и на 100 тысяч евро». Продажа полисов для путешественников идет хорошо. «Страховку спрашивают, даже если она необязательна, - доволен Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада - В других видах добровольного страхования о таком мы можем только мечтать». Евгений Дубенский добавляет, что такое доверие вызвано тем, что российскими страховщиками отработана технология урегулирования убытков за рубежом. По мнению страховщика, путешественники готовы покупать дополнительные услуги: страхование от отмены поездки, покрытие потери багажа, страхование гражданской ответственности (если турист случайно нанесет ущерб третьим лицам) и пр. «Если клиент не сообщил при оформлении страховки о том, что намерен заниматься экстремальным видом спорта, в случае травмы ему откажут в выплате страховой суммы. Также случай не будет считаться страховым, если турист был в состоянии алкогольного опьянения, когда с ним что-то произошло», - поясняет он. Отдельно страховщики затронули автомобильную тему - ОСАГО за рубежом – «Зеленую карту». Ведь путешествие на личном автомобиле экономичнее и удобнее, даже с учетом трат на полис обязательного страхования дорожного страхования. Пострадавшему в ДТП возмещается ущерб, нанесенный автомобилем виновника аварии, по правилам страны, где произошла авария. В России существует 11 компаний, которые реализуют «зеленую карту», «Условия везде совершенно одинаковые, - отметил директор Северо-Западной дирекции ЗАСО "ЭРГО Русь" Андрей Знаменский. – «Зеленая карта» - это стандартный продукт, но мы хотим сделать его привлекательным именно в нашей компании за счет оказания дополнительных услуг». По его словам, «ЭРГО Русь» планируют оказывать две новые услуги в этом направлении. Например, если человек попадает в ДТП за границей, и он является потерпевшим, то он вынужден самостоятельно собирать все документы и обращаться в иностранную страховую компанию виновника аварии. Бывает крайне затруднительно найти человека, который занимается урегулированием убытков, и установить с ним контакт, - считает Андрей Знаменский. «Мы предлагаем бесплатно услугу, когда страхователь звонил бы нам и сообщал об обстоятельствах ДТП, а мы, в свою очередь, способствовали бы урегулированию случая, взаимодействуя с иностранным страховщиком». Другая проблема, с которой периодически сталкиваются российские водители за рубежом - невозможность продлить «зеленую карту» за границей. «Путешественники попадают в ситуацию, когда они вынуждены задержаться за рубежом, а срок действия карты истекает», - поясняет Андрей Знаменский. «Тогда, для возвращения в Россию, приходится покупать местные полисы ОСАГО, что весьма дорого и может стоить до 1000 евро. Наша услуга заключается в том, что при обращении нашего страхователя в таких ситуациях, компания организует доставку карты до места нахождения страхователя», - рассказывает он. «До сих пор по «зеленой карте» доп. услуг практически нет, — заключает Елена Геец. — Разве что агент может привезти полис автовладельцу. Как правило, полис покупают накануне поездки, зачастую уже перед границей, так как если путешествие срывается, то страховку сдать обратно либо нельзя вообще, либо с потерей 30% от ее стоимости». Николай ЛЬВОВ. |