23.10.10
На «круглом столе», который состоялся в Агентстве Бизнес Новостей, страховщики и брокеры обсуждали сложности петербургского взаимоотношения друг с другом. За 8 месяцев, прошедших с момента скандального ухода с рынка группы посредников: "Прогресс-Нева Консалтинг", "Дивизион" и "Финэксперт" ситуация начала постепенно меняться. Страховщики, напуганные недобросовестными посредниками, усилили за ними контроль и стали оперативнее реагировать на задержки выплат. Тем не менее, участники дискуссии сочли, что ситуация далека от идеала и необходима система, которая регулировала бы рынок посредников. Обычно «брокерами» называют независимые агентства, которые покупают у страховщиков оптом и со скидкой полисы каско. Причем размер скидки порой достигает 50%, что в 2-3 раза выше, чем в обычных агентских продажах. Впрочем, даже такие большие комиссионные не гарантируют страховщикам добросовестное партнерство. Нередко посредники задерживают перечисления средств страховщикам, а иногда уходят с рынка, прихватив с собой деньги от страхователей и бланки полисов. Заместитель руководителя инспекции страхового надзора по Северо-Западу Павел Молчанов подтвердил, что проблемы в работе между агентствами и страховщиками есть, в частности - крупные комиссионные. «Для надзора важна экономическая обоснованность тарифа. Завышенные комиссионные приводят к банкротству страховщиков, уходу их с рынка и ухудшают показатели», - заявил он. Павел Молчанов признает, что надзор не в состоянии проследить, насколько завышены комиссионные, так как не обладает полномочиями для проведения оперативно-розыскной деятельности. Однако, по информации регулятора, размер вознаграждения посредников достигает 45- 50%. При этом страховщикам никак не обойтись в своей работе без канала продаж через агентства. «Реализация полисов каско через посредников - это крупный канал продаж, приносящий дополнительные объемы, - объясняет Владислав Анисимов, заместитель директора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции РОСНО, - к тому же все коммуникации с конечным потребителем происходят через одно контактное лицо – брокерскую компанию, что упрощает взаиморасчеты для страховой компании». В РОСНО отмечают, что на долю свободных брокеров приходится 15% от всех продаж, а через автосалоны – 85%. Всего же по рынку около 50% от всех продаж каско приходится на агентские сети. При этом настоящие лицензированные брокеры в стороне от продаж. Директор по развитию ООО «Право и страхование» Александр Тутинас привел такие цифры: в Северо-Западном округе 20 лицензированных брокерских компаний, в Санкт-Петербурге - 17. Всего же на рынке нелицензированных страховых посредников - несколько тысяч. Часть из них – это профессионалы, пришедшие со страхового рынка, однако ряд фирм – это малокомпетентные продавцы, которые малознакомы со спецификой деятельности, так как ранее не работали в финансовых отраслях. Ольга Сазанова, руководитель отдела по работе с брокерами СГ «Прогресс-Гарант» сожалеет, что у страховщиков не применяется система штрафов по отношению к плохо работающим посредникам: «Иначе брокеры были бы внимательнее, и допускали меньше ошибок в оформлении отчетов, а также своевременно их сдавали», - полагает она. Впрочем, по мнению участников дискуссии, самый правильный метод, чтобы «оздоровить» рынок посредников – это введение лицензирования. Генеральный директор ООО «Бриг» Инна Чехович подчеркнула, что вопрос лицензирования крайне актуален в отношении посредников, которые получают комиссионные от страховщиков. «На сегодня лицензирование предусмотрено только для страховых брокеров, которые получают комиссию от клиентов. Но их на рынке Петербурга не более двух десятков (и фактической деятельности они практически не ведут), а посредников, работающих за комиссию от страховщика – несколько тысяч, - говорит Инна Чехович. – Поэтому основная часть этих посредников работает в нерегулируемом поле, у них недостаточный уровень квалификации. Страховые агенты юр. лица, которые признаны мошенниками, закрываются, чтобы спустя некоторое время открыть новое ООО с той же специализацией. Некоторые участники рынка не видят большой разницы между продажей полиса автострахования, или реализацией нефинансовых продуктов. Чтобы исключить компании, которые портят рынок нужно внести лицензирование, которое было бы похоже на правила для страховых компаний. Должны быть квалификационные требования к руководству и главному бухгалтеру, служба Страхнадзора должна контролировать работу посредника. Страховые компании должны выработать четкий регламент взаимодействия с посредниками. Например, делится с ними информацией про недобросовестных сотрудников. Пока информационный обмен между посредниками и страховщиками не налажен, и это плохо». Татьяна Никитина, первый заместитель директора филиала «Росгосстрах» в Петербурге и Ленобласти считает, что проблема лицензирования крайне актуальна. «Прошедшее лето показало, что имуществу граждан нанесен колоссальный ущерб пожарами, - говорит представитель «Росгосстраха». - Государство вновь озаботилось защитой граждан, и теперь появились явные перспективы введения новых видов обязательного страхования. Не принимая никаких мер, мы рискуем получить на рынке новый «эффект ОСАГО», что дополнительно обострит угрозу расширения «брокерской опухоли. Необходимы как меры государственного регулирования, так и самостоятельные шаги профессионального страхового сообщества по наведению порядка. Среди них согласованные правила взаимодействия страховщиков, брокеров и других посредников». В «Росгосстрахе» в отношении злостных нарушителей порядка на рынке, в первую очередь - нарушителей финансовой дисциплины, уже приняты жесткие меры. Полдюжины недобросовестных посредников утратили доверие страховщика и контракты с ними разорваны. «Имея печальный опыт "воскрешения" подобных фирм под новыми названиями с прежними владельцами, Росгосстрах внимательно проверяет новых претендентов на сотрудничество, - заключает Татьяна Никитина. - В конце концов, именно мы, страховщики, ответственны за безопасность договоров страхования с нашими клиентами». Николай ЛЬВОВ |