13.07.15
Падение объемов продаж автомобилей России в конце первого квартала 2015 года стало рекордным после кризисных событий шестилетней давности. В тоже время на сегодняшний день действует целый ряд госпрограмм, направленных на поддержку отечественного автопрома и повышения доступности автомобилей. Насколько эффективны программы господдержки, реально ли они могут способствовать росту продаж и выводу автомобильного рынка из кризиса, разбирались участники круглого стола "Автоподдержка", организованного «МК в Питере» совместно с порталом www.ttfinance.ru. Согласно данным Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов за первый квартал 2015 года спрос на легковые автомобили, произведенных на площадках Петербурга и в области, снизился практически на 38%. Например, продажи машин марки RENO снизились на 24%, KIA — на 15%, NISSAN — на 24%, HYUNDAI— на 10% и т.д. Единственный бренд, показавший прирост, это Mersedes Benz, продажи которого выросли на 6%. «На вторичном рынке ситуация аналогичная, хотя в конце прошлого года на нем и произошло небольшое оживление из-за стремления людей вложить свои сбережения, — говорит Валерий Солдунов, председатель Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов. — При этом по объективным причинам снизилось и производство. Так с начало года с конвейеров заводов HYUNDAI, NISSAN, GM сошло всего около 100 тыс. автомобилей, то есть производство сократилось на 24%. Помимо общей экономической ситуации падению спроса, способствовала практически полная приостановка выдачи автокредитов зимой, т.к. банки не понимали под какую процентную ставку выдавать заем, а дилер — какая стоимость должна быть у машины». Лизинг как новая философия
В стране действуют три госпрограммы для покупки авто на льготных условиях: программы утилизации, автолизинг и льготное кредитование при содействии государства. И, если программа утилизации и программа госсубсидирования уже знакомы и банкам и потребителям, то автолизинг для физических лиц — продукт совершенно новый.
«Автолизинг как продукт для физических лиц появился в России в 2014 году и пока его очень сложно назвать конкурентом автокредита, но в ближайшей перспективе у него есть все шансы стать таковым, — Дмитрий Тимофеев, генеральный директор «КОНТРОЛ лизинг». — Автолизинг — это аренда машины, которая через 2-3 года возвращается в лизинговую компанию. При лизинге потребитель не владеет машиной, но при этом размер ежемесячных платежей за пользование автомобилем в 2-3 раза меньше, чем при автокредите. Все что требуется от потребителя, это покупка страховки, внесение залога в размере 10% от стоимости машины и соблюдение некоторых ограничений, таких как величина и география пробега, которые введены для пресечения использования машины в коммерческих целях, и обслуживание только у официальных дилеров. Участие государства в этой программе заключается в субсидировании 10% стоимости машины. Кроме того, нет никаких ограничений по стоимости автомобиля, который можно взять в лизинг, и дилеры всегда предоставляют лизинговым компания корпоративную скидку, которую не имеет ни один банк».
Участникам рынка лизинга самым сложным на сегодняшний день видится убедить потенциального покупателя, что ему не нужно иметь машину в собственности для того, чтобы ею пользоваться. Российскому менталитету совершенно не близка такая философия. И уйдет время на то, чтобы его перестроить. В то же время, по мнению экспертов, автолизинг может помочь сформировать нормальный рынок подержанных автомобилей, т.к. продажей авто после его возвращения занимается лизинговая компания, которая в первую очередь предложит ее реализовать в трейд-ин дилеру. «К тому же эта программа сочетается с программой утилизации, то есть полученный сертификат после сдачи в утилизацию авто можно использовать при взятии машины в лизинг, — дополняет Евгений Колесов, начальник отдела маркетинга и развития группы компаний «Балтийский лизинг». — Лизинг всегда занимал очень невысокую долю от общего объема продаж автотраснпорта — всего 2,3-2,5%. Но рынок автокредитования и рынок продаж в 2014 сильно просел, а рынок корпоративного автолизинга вырос на 25%! То есть произошло замещение, и для компаний лизинг стал тем инструментом, который позволили решить им свои бизнес-задачи. И на данный момент причина непопулярности этого продукта — только в плохой информированности, как потребителя, так и дилеров, которые далеко не всегда с интересом относятся к новым инструментам». Время менять привычки По мнению Дмитрия Тимофеева, снижение ставки рефинансирования не отражает снижение стоимости денег, а демонстрирует нежелание государства субсидировать льготные программы, потому что при падении ставки уменьшается размер субсидий и бюджет «выедается» медленнее. «В декабре прошлого года все оказались в критической ситуации, кризис был колоссальным, — говорит он. Сейчас мы имеем некую видимость стабильности, банки снижают ставки по вкладам и постепенно снижают кредитную ставку. Когда мы в прошлом октябре формировали план на этот год, мы ожидали, что 2/3 наших клиентов будут юридические лица, но сейчас мы видим ситуацию строго обратную. Рынок потребителей — физических лиц — обладает большим потенциалом, в то время как в корпоративном секторе ситуация достаточно тяжелая. И сейчас, возможно, когда цены на машины выросли на 30-40%, а кредитная ставка—в среднем до 20%, как раз сложилась ситуация, при которой сравнительно быстро получится повлиять на потребительские предпочтения населения, изменить восприятие, и сделать такой продукт, как лизинг, интересным и привычным и более выгодным, чем автокредит».
|