29.12.15 14:45:00
С воскресенья, 27 декабря, банки и «обменники» должны были начать менять валюту по новым правилам — идентифицировать клиентов при обмене валюты на сумму свыше 15 тыс. рублей. Как действуют банки и что изменилось для граждан? Российские банки с 27 декабря ввели новые правила обмена наличной валюты. Если раньше купить и продать доллары и евро на сумму до 600 тыс. рублей можно было только предъявив паспорт, то теперь при обмене валюты на сумму более 15 тыс. рублей банки должны провести полную идентификацию клиента — заполнить анкету и, возможно, задать дополнительные вопросы — об ИНН, месте работы и номере телефона.
Корреспонденты РБК посетили обменные пункты нескольких банков, чтобы понять, как происходит обмен валюты по новым правилам. Успели ли банки внедрить новый порядок идентификации клиентов и что они от них требуют?
Что происходит в обменниках
Как показало посещение нескольких операционных касс, не все банки пока ввели новый порядок идентификации клиентов — ничего кроме паспорта для обмена валюты они не требуют, клиентов по новому порядку ЦБ не идентифицируют. В понедельник корреспонденту РБК в отделении Райфайзенбанка у метро Шаболовская операционист, уточнив у руководства отделения, сообщила, что нужен только паспорт, а заполнять анкету не требуется. «Пока по все по старому», — сообщила она.
В отделении Сбербанка в Строгино, сотрудница объяснила, что пока никаких изменений в операции обмена валюты не произошло. «Пока нам не присылали никаких писем, может позже что-то изменится», — сказала операционист. В отдельном «обменнике» вне банка на Комсомольском проспекте корреспонденту РБК также сказали, что в дополнительных документах пока нет необходимости. «Новые правила только вступили в силу, и мы как раз все налаживаем», — сказала операционист.
В отделении Росбанка на Комсомольском проспекте у корреспондента попросили предъявить только паспорт, сообщив, что анкету в электронном виде будет заполнять сам сотрудник банка. При этом выдали на руки распечатанную форму для сбора дополнительных данных, которую клиенты Росбанка при обмене валюты должны заполнять самостоятельно.
В ней необходимо ответить на три вопроса: является ли клиент «политически значимым лицом», может ли еще кто-то контролировать его действия и не действует ли он в интересах третьих лиц. Никаких данных о месте жительства или работы банк не требовал. Как сообщил директор департамента комплаенса Росбанка Сергей Мешалкин, операционист банка помимо паспорта может все же потребовать сообщить номер телефона и адрес проживания.
Что говорят банки
В Райффайзенбанке все же меняют валюту по новым правилам, утверждает официальный представитель банка. Просто изменения не коснулись клиентов, говорит он. «Для наших клиентов новые правила идентификации не повлекут каких-то сложностей или изменений в процессе обмена валют, анкету при необходимости заполняет сотрудник банка», — сообщила пресс-служба,
«Новые требования ЦБ скажутся только на внутренних процедурах банка, связанных с обработкой информации о клиенте», — рассказали в ВТБ 24, отметив, что банк не требует от своих клиентов предоставления дополнительных данных или документов, в том числе заполнения анкет. Процедуру идентификации клиентов банк проводит самостоятельно, не сообщая об этом клиентам.
Впрочем, некоторые кредитные организации все-же задают дополнительные вопросы гражданам, решившим поменять валюту на сумму больше 15 тыс. руб. В банке «Открытие», сообщил начальник управления конверсионных операций банка Артем Зотов, при сумме обмена более15 тыс. руб. клиенту в дополнение к паспортным данным нужно будет заполнить небольшую анкету, предоставив, в том числе, еще информацию об источнике происхождения средств.
Заместитель руководителя дирекции по финансовому мониторингу и валютному контролю Московского Кредитного банка Наталья Степанова уточнила, что операционист МКБ также может потребовать предъявить ИНН, при его наличии. В пресс-службе МКБ уточнили, что все анкеты заполняются только в электронном виде — не распечатываются и на руки или на подпись не выдаются.
В Юникредит банке сообщили, что при желании клиент анкету также может заполнить сам. Как уточнили в пресс-службе кредитной организации, действительно, анкета, которая используется для сбора идентификационных сведений, может быть заполнена как самим лицом, совершающим операцию, так и сотрудником банка на основании предоставленных документов и информации.
Пока никаких дополнительных сложностей клиенты банков не испытывают. Требования заполнить анкету с дополнительными вопросами редки, банки делают это самостоятельно и ограничиваются в основном паспортными данными.
Ранее новые правила обмена встревожили население. Граждане заподозрили, что идентификация — первый шаг к тому, чтобы обложить сделки с валютой налогом на доходы физлиц. «Это первый шаг на пути к налогообложению операций с валютой», — утверждал руководитель некоммерческой организации «Проект национального развития», бывший директор департамента ЦБ Андрей Черепанов.
Минфин опровергал это. Как отмечал директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин, идея брать налог с курсовой разницы при купле-продаже валюты иллюзорна. «Чтобы обложить НДФЛ возникающую при совершении операций с наличной валютой курсовую разницу, нужно специально прописывать в налоговом законодательстве правила формирования налоговой базы, а самое главное – порядок администрирования», - уточнил он, подчеркнув, что у Министерства финансов таких планов нет.
Подробнее на РБК: http://money.rbc.ru/news/568129019a794740abc78c3e?from=main |