08.04.19
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance:
На прошлой неделе в Петербурге прошел V Санкт-Петербургский международный экономический конгресс (СПЭК) «Форсайт «Россия»: будущее технологий, экономики и человека».
СПЭК организовал Институт нового индустриального развития (ИНИР) имени С.Ю. Витте при поддержке Вольного экономического общества (ВЭО) России. Настоящим «мотором» мероприятия из года в год является Сергей Бодрунов – ученый, бизнесмен и топ-менеджер предприятий аэрокосмического профиля. Десять лет назад он входил в городское правительство, возглавлял Комитет по экономической политике, промышленности и торговле. Деятельность его на этом посту была, впрочем, недолгой и запомнилась разве что разносом, который он устроил журналистам, после прямого эфира в телестудии. Видео монолога, где чиновник весьма критически, отзывался и о моих коллегах, и, что еще хуже, о горожанах, задававших неудобные вопросы, на какое-то время стало хитом.
С тех пор утекло много воды… Сергей Бодрунов сегодня являет пример самообладания и успеха. Да и поводов для срывов СПЭК не дал. Здесь собрались единомышленники. Я бы назвал их «умеренные антилибералы». Самые мощные их интеллектуальные силы.
Если антилибералы «крайние» покушаются на сам институт частной собственности (фактически они призывают к возврату к экономике советского типа 30-80-х годов), то кредо «умеренных» – капитализм, частная собственность – хорошо. Но ключевые позиции должны быть у государства. Оно должно обеспечить кредиты по низким ставкам, защиту национальных производителей, концентрацию ресурсов в передовых отраслях. В этих точках роста возможен технологический прорыв, если Россия сумеет, используя интеллектуальный потенциал ее ученых и наработки военно-промышленного комплекса (некоторые из этих наработок родились еще в советское время), занять в прорывных точках ключевые позиции, то наша страна обеспечит себе достойное будущее.
Это мой пересказ идей, которых Сергей Бодрунов называет «ноономикой». Помните «Ноосферу» - сферу биосферы под управлением разума, которую углядел энциклопедист Сергей Вернардский в начале ХХ века? А здесь подобное словообразование в экономике…
Желающие могут прочесть несколько монографий, посвященные этой теме (участники СПЭК получали эти книги бесплатно). В этих томах теория развита подробно – на многих и многих печатных листах.
Возможен ли успех на пути внедрения «ноономики»? С одной стороны, ряд идей выглядят серьезно. Но смущает отсутствие реального успеха. Попытка устроить еще один НЭП, как в двадцатые годы, возможна. Только оригинальный НЭП (внедрение рыночной экономики при командовании большевистской партией) свалился в тоталитаризм (капиталисты и кулаки хотели получать прибыль, а не отдавать продукцию даром). Сталин же решил быстро и решительно готовиться к войне, а не поднимать благосостояние граждан (если вспомнить, что потом был 1941 год, то надо признать логика в таком жестоком и даже страшном выборе была). Возможен вариант, когда капиталисты побеждают тоталитаристов (как в Южной Корее). Но в любом случае – промежуточное состояние неустойчиво.
Еще одна родовая проблема – государственные ресурсы используются неэффективно, а дешевые (за счет субсидий кредиты) имеют свойство утекать не в «полезные» (с точки зрения самого честного чиновника) точки, а туда, где финансы приносят максимальную отдачу.
Одна из «звезд» СПЭК – академик Сергей Глазьев, считает, что специальные инвестиционные контракты плюс современный цифровой контроль за движением ресурсов обеспечат максимально эффективный результат и решат эту проблему. Мне же кажется, что даже вечный двигатель в стиле хай-тэк все равно не будет вертеться.
Ну и напоследок. Тот же Сергей Глазьев считает, что в ответ на очередную волну санкций Россия могла бы ответить ассиметрично – ударом по правам американских акционеров стратегических российских предприятий, запретом на использовании доллара, наконец манипуляциями биржевой цены на стратегические металлы.
Я думаю, что это из тех угроз, которые надо время от времени озвучивать. Каждый понимают, что попытка их реализации вызовет настоящую экономическую войну со всем западным миром. Вести ее Россия не может – слишком уж неравные силы. Зато на фоне таких угроз и контругроз даже провалы правительства реального уже не кажутся такими страшными.
Лишь бы не было войны!
Мнение редакции по отдельным вопросам может не совпадать с мнением автора.
|