05.10.20
Почти тридцать лет Россия живет в режиме победившего капитализма. При этом значительное число ее граждан так и не ощутило на себе преимущества рыночного уклада над плановым.
И не надо успокаивать себя ростом доходов населения – нынешнее общество гораздо более расслоено, чем советское. А значит, в нем может накопиться критическая масса тех, кому нечего терять, кроме цепей непогашенных кредитов….
Такие мысли пришли во время выступления профессора кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Натальи Зубаревич на семинаре для журналистов, победителей и призеров программы «Дружи с финансами».
Итак, несколько тезисов из ее выступления.
Первое. «Пряники сладкие» достаются не всем. Если мерить население долями по 20% (такая доля называется «квинтиль»), то два самых бедных квинтиля (в сумме 40%) живут хуже, чем в СССР. Еще 20% примерно на уровне. В выигрыше два квинтиля - выше среднего и «богатые».
«В верхний квинтель статистически не попадают настоящие олигархи, это скорее владельцы бизнеса средней руки», - подчеркнула Наталья Зубаревич.
На неравенство групп накладывается неравенство регионов.
Кстати, любопытный момент. Когда в первое десятилетие в нашей стране вводили плоскую шкалу подоходного налога, разрыва между бедными и богатыми не увеличивался, а уменьшался. Разгадка проста – увеличение поступления сырьевой ренты в казну и ее уравнительное распределение оказались сильнее, чем налоговые подвижки.
Второе. Из кризиса в кризис. Выход из кризиса прошлого кризиса (2015-2016гг.) не закончился: не восстановились инвестиции, доходы населения и потребление. И вот в 2020 году в дверь постучался новый кризис.
Влияние коронакризиса – стало сказываться с конца марта. Например зафиксирован спад ввода жилья. В январе –августе 2020 г. - на 10%. (год к году). Снижение ставки ипотеки, плюс сжатие ввода (Петербург и несколько регионов, где в принципе ввод мал – положительные исключения на общем фоне России) дало в сумме рост цен. Этот рост сдерживается только падением реальных доходов покупателей.
Удар кризиса подтверждает рынок труда. Зафиксирован рост уровня безработицы (по методике Международной организации труда, МОТ) с 4,6% в начале 2020г. до 6,5% в августе 2020 г. (4,8 млн чел.). При этом Наталья Зубаревич считает, что реальный уровень безработицы еще выше, чем считает МОТ - 7-9%.
«Я признаю низкую достоверность региональной статистики. Мы не знаем, как реально упали доходы населения на местах», - заявила госпожа профессор.
Третье. Болевые точки нынешнего момента. Максимальные риски коронакризиса характерны для сектора рыночных услуг. Он концентрируется в агломерациях федеральных городов и в крупных региональных центрах. Возможны массовые банкротства, особенно в малом и среднем бизнесе. Снижение доходов населения происходит при высокой кредитной нагрузке. Накаливаются долги граждан не только перед институциональными кредиторами, но и перед поставщикам услуг ЖКХ. Снижение собственных доходов бюджетов регионов и рост зависимости от трансфертов сокращают возможности социальной поддержки населения
Выводы Натальи Зубаревич:
- Реальные доходы населения упали с 2014 г. по 2020 г. почти на 12%.
- Нового кредитного бума в потребительских кредитах в коронакризис не было, банки ужесточили требования к заемщикам. Это хорошо - снизились риски невозврата.
- Кредитный бум в ипотеке с июля 2020 г. из-за снижения ключевой ставки Банка России уже приводит к росту стоимости квадратного метра.
- Платежи населения за ЖКУ в коронакризис – отмена пени в 2020 г. приведет к росту задолженности в 2021 г. при снизившихся доходах населения. Проблема догов за коммуналку не решена, а лишь отложена.
Алексей МИРОНОВ. |