03.05.23
Четыре основных факторов влияния на состояние экономики
Алексей Ведев, доктор экономических наук (РАНХиГС) сформулировал четыре фактора, которые будут оказывать основное влияние на состояние экономики в ближайшие пару лет. Первую скрипку разумеется, будут играть санкции. Да, в последнее время все чаще возникает впечатление, что они «подвыдохлись», если можно так выразиться, но влиять на нас они продолжают.
Второй фактор тесно связан с первым и является следствием наших 30-ти летних усилий по строительству открытой экономики- благодаря этому мы выигрывали в эффективности, потому что покупали готовое и не тратили время и средства на создание - не изобретали велосипед. С другой стороны, мы делали себя уязвимыми перед этими самыми ограничениями- санкциями, что и произошло. Спасибо нашим вероятным партнерам за предсказуемость и известную прямоту :-)
Третьим фактором господин Ведев выделяет использование «схем» разной степени прозрачности, которые сейчас помогают преодолевать трудности, созданные санкциями и несут несомненно позитивный характер для нашей экономики в текущий момент. Однако, непрозрачность всегда имеет обратную сторону, особенно если история развивается достаточно долго.
Четвертым фактором, который будет оказывать определяющее влияние на то, что будет происходить в ближайшие два года в экономике - это политка Правительства и Регулятора. Надо отметить, что она заметно изменилась в ответ на вызовы прошлого года. Если в 2019-2020 годах финансовые власти и слышать ничего не хотели ни про какие варианты политики количественных смягчений, которые довольно успешно использовали наши соседи по Земному Шару, то сегодня мы видим поддержку спроса, льготные процентные ставки и все это очень эффективно поддерживает нашу экономику. Так что можно даже согласиться с Романом Прохоровым, председателем правления Ассоциации «Финансовые инновации», который отметил как предмет для вдумчивого изучения Российское экономическое чудо - 2022. Когда страна уже находящаяся под серьезными экономическими санкциями и вступившая в СВО, невиданного по размаху за последние 80 лет на Планете, не только не провалила «социалку» и ВВП, но и сохранила относительно низкие темпы инфляции за год участия в очень масштабном военном конфликте де-факто с коллективным Западом, считает Алексей Ведев.
Реновация нашей экономики
Однако, по мнению Алексея Ведева, помимо финансирования сильно возросших расходов на Армию, назовем так, с повестки дня никак не удается снять основной вопрос — модернизации нашей экономики, которую было очень трудно проводить и до санкций, а сейчас стало кратно трудней. И ключевым вопросом остается финансирование, которое при износе промышленных фондов в экономике, по данным Романа Прохорова, вполне соответствует общеизвестным данным 52% износа в среднем. А так же требует около 10 триллионов в год для плановой реновации предприятий. Реновация для нас, особенно в условиях санкций, просто не имеет альтернативы и по расчетам экономистов должна составлять ежегодно около 10 триллионов рублей в сегодняшних ценах. Эта цифра не оспаривается, в целом существует устойчивый консенсус в отношении ее величины.
Но если мы постараемся грубо оценить перспективы выполнения этих программ по реновации промышленности, то в самом начале поиска денег столкнемся с тем, что одни экономисты уверены в том, что на депозитах в банках в нашей банковской системе хранится порядка 34 триллионов рублей, и поэтому беспокоиться не о чем. А другие указывают на тот несомненный факт, что поскольку депозиты являются пассивами банковской системы, а у баланса того же банка помимо пассива есть еще и актив (и это чудо известно примерно с середины XVII века благодаря научным изысканиям Луки Паччоли), то мы должны признать, что все пассивы уже уравновешены активами. Активы же в изрядной части представляют из себя и потребительские кредиты гражданам, и кредиты выданные юрлицам, в частности на финансирование инфраструктурных проектов. То есть, скорый возврат представляется невозможным.
По умеренным оценкам Алексея Ведева в реальности страна располагает 5-6 трлн рублей, которые к тому же не лежат удобно в одном месте. А скорее всего, представляют собой те деньги, которые население 20 лет хранило под подушками в виде наличных долларов. Сегодня это, главным образом, наличные деньги в обращении. Эти суммы очень невелики, они равномерно распределены по стране и крайне сложны в части быстрой их мобилизации.
А что у наших вероятных партнеров?
Об особенностях текущего момента: а что у наших вероятных партнеров? А там, оказывается, еще интереснее, чем у нас. Местами :). Очень важным моментом Леонид Григорьев НИУ ВШЭ, АЦ при Правительстве РФ считает приход присно памятного ковида не в кризис, а почти на подъеме. Если бы ковид пришел, к примеру, сейчас - страшно представить, как бы завтра выглядел мир.
Ключевым фактором, влияющим на жизнь наших соседей из когда-то благополучных стран, в ближайшие годы будет высокая инфляция.
Эти процессы, которые можно считать самоподдерживающимися, были запущены упрямством в отношении санкций против России. Как следствие, весьма длительным периодом высоких цен на энергоносители, конкретно в случае с ЕС, были цены на природный газ.
Высокие цены на энергию привели не только к схлопыванию энергоемких производств, дефициту выпускаемой ими продукции и к неизбежному в условиях дефицита росту цен на нее. Эти цены привели к росту цен на логистику, услуги и все остальное. Включились практически все встроенные в экономику механизмы поддержания высокой инфляции. Да, несомненно, еще рановато отпевать европейскую экономику, но таких по масштабу трудностей они себе сами еще в истории не создавали.
Проблемы бюджета
Однако пусть нас не радуется до такой степени неудачи наших ближних соседей- их глупость и другие недостатки отнюдь не являются нашими достоинствами.
У нас достаточно своих проблем, которые кроме нас никто не способен решить. И одной из главных для любого государства является проблема бюджета, которая есть всегда. И даже у нас, в течение нескольких лет привыкших условно к профициту бюджета есть проблемы связанные, как раз к условной «расслабухе», приходящей всегда сразу вслед за успехами.
Многие экономисты, включая Алексея Ведева, считают, что профицит бюджета страны - это скорее зло, чем благо не только в силу упомянутой «расслабухи», которая неизбежно наступает. Но и надо отдавать себе отчет, что продолжительный профицит бюджета в экономике означает изъятие из этой экономики тех самых средств, которые так необходимы для развития, и в нашем случае - для восстановления и так находящегося в неблестящем состоянии народного хозяйства. И здесь трудно с ним не согласиться.
Не случайно во всем мире экспериментальным путем уже пришли к тому, что дефицит бюджета в размере 3% ВВП - это как раз то самое благо. Поскольку нет необходимости в распределении собранных с экономики средств и нет нужды потом тратить силы и средства на борьбу с неизбежным неэффективным расходованием этих средств. Или, говоря проще, с вечным воровством из бюджета. Резко?
А вечные муки с распределением денег и вечная неразбериха в бюджетах - например, в региональных и муниципальных- это разве не вызов всей стране? Андрей Нечаев, который был Министром Экономики а сейчас является главой партии «Гражданская инициатива» считает: «Такая ситуация будет еще и усугубляться уже потому, что в 2008-м мы отказались от бюджетного федерализма - речь о разделении первичных доходов региональных бюджетов и федерального в соотношении 50/50. В конце 2008 года это правило временно приостановили, но нет ничего более стабильного, чем временное - 15 лет работаем. И сегодня это 60-65% - федеральный бюджет, 25-28%, даже до 30%- региональные бюджеты, и менее 10% - муниципальные.» При том, что их (муниципалов) полномочия и финансовые обязательства постоянно расширяются - в итоге муниципальный уровень сидит без денег, считанные города имеют более-менее стабильную ситуацию с балансом доходов-расходов. А сейчас , в последние месяцы мы имеем скачкообразное увеличение долга регионов. В последние месяцы СВО - в цифрах на 01.04.2023 - это 3 триллиона, увеличившись с марта 2022 на 522 миллиарда рублей. И 385 миллиардов - долг муниципалитетов - он практически сопоставим с их доходной базой на сегодня. В 8 регионах долг превышал 70% их доходов. В переводе на общечеловеческий язык - эти акторы не способны справиться той долговой нагрузкой, которая сейчас у них уже есть. Банкротство для них было бы благом.
В этих условиях неизбежен рост заимствований Государством, в лице МинФина- и, подразумевается рост ставок привлечения для всех без исключения акторов экономики. Уже сегодня длинные ОФЗ 29006 и 29007 даруют 13,5% годовых. Какие банки могут предложить такие проценты по депозитам?
Да, можно положиться на слова Эльвиры Сахипзадовны, которая совсем недавно сказала туманно, но твердо о том, что вероятность повышения ставки гораздо больше вероятности ее понижения. Легко видеть почему.
По материалам Международного Конгресса Финансистов-2023 - «Перспективы развития финансового рынка на фоне новых вызовов и трансформации экономики».
Максим ФРЕЙМАН |