14.08.24 13:22:00
Распространенные схемы мошенничества, по которым у предпринимателей вымогают деньги за использование чужого товарного знака (т.н. «патентные тролли»), выявили ВТБ и компания по защите интеллектуальных прав «Онлайн Патент». Об этом рассказала пресс-служба банка.
Эксперты выделили три схемы:
- с доменными именами;
- с лицензиями на определенные виды деятельности;
- с регистрацией названий компаний.
Тролль «местного значения»: мошенники работают с вывесками кафе, салонов красоты или магазинов. Они находят данные о компаниях в геосервисах, регистрируют на названия компаний товарные знаки, после чего предъявляют претензии к владельцам проектов.
Тролль «лицензионный»: мошенники работают со списками организаций, обладающих лицензиями на определенную деятельность. На названия компаний из этих списков регистрируются товарные знаки, затем владельцам бизнесов предъявляются претензии.
Тролль «доменный»: схема мошенничества затрагивает доменные имена успешных сайтов, которые работают без регистрации товарного знака. Аферисты ищут успешные интернет-магазины, регистрируют на их названия товарные знаки, а затем предъявляют претензии к владельцам ресурсов.
Чаще всего минимальная сумма, которую озвучивают мошенники для «решения вопроса во внесудебном порядке», составляет 500 тыс. рублей.
«По нашей оценке, товарный знак регистрируют только 60% предпринимателей. Половина владельцев среднего и малого бизнеса не знают о рисках, связанных с незаконным использованием чужих товарных знаков или считают, что проблемы могут возникнуть только у крупных компаний. Этим активно пользуются мошенники, — отметил старший вице-президент банка Спартак Солонин, руководитель департамента корпоративного цифрового бизнеса. — Чтобы обезопасить себя от «патентных троллей» рекомендуем бизнесу обязательно регистрировать официальное название компании или продукта».
В первом полугодии 2024 года число заявок от клиентов малого и среднего бизнеса на сервис по регистрации товарного знака выросло в 12 раз к аналогичному периоду 2023 года, — рассказал эксперт. — Чаще всего предприниматели самостоятельно выбирают название стараясь сделать его оригинальным. Каждый пятый выбирает понравившееся слово или словосочетание, а каждый десятый – использует свое имя или фамилию. Для наименования компаний предприниматели преимущественно используют названия на английском языке, чуть реже – на русском, каждый двадцатый использует для этого другой иностранный язык.
«Предприниматели вкладывают средства в раскрутку своего бизнеса – рекламу, продвижение в соцсетях, уникальный дизайн и т.п. Со временем бренд становится все более узнаваемым. Однако даже если сейчас выбранное название, под которым развивается бизнес, свободно, то через несколько лет кто-то другой может подать на него заявку и прийти к предпринимателю с требованием его не использовать. В этом случае придется начинать все заново – новое имя, сайт, маркетинговые материалы, а соответственно – значительные расходы, — пояснила Алина Акиншина, генеральный директор компании «Онлайн Патент». — Регистрация товарного знака гарантирует, что никто не сможет присвоить его, включая конкурентов и патентных троллей». |