22.08.24 11:13:00
В августе участились обращения в банки и ЦБ от россиян на заблокированные карты и онлайн-сервисы кредитных организаций из-за поправок в ФЗ-161, вступивших в силу с 25 июля. Кому и почему банк может заблокировать доступ и как решить эту проблему, рассказала «Российская газета» со ссылкой на опрошенных изданием экспертов и обсуждения на форумах в интернете.
По словам представителей банков, причина блокировок — информация, поступившая от регулятора, если реквизиты попали в «черный список» — базу данных о случаях и попытках денежных переводов без добровольного согласия клиента.
«Мы блокируем карты, доступ в приложение и личный кабинет, если ваши данные попали в базу Банка России на основании информации от МВД, поэтому воспользоваться счетами не получится», — пишут участники обсуждения. Некоторые банки и клиенты сообщили, что отправили запрос в Банк России на снятие ограничений, но получили отказ. Регулятору на рассмотрение обращения дается 15 рабочих дней.
Как рассказали в ЦБ, сведения для базы данных передают регулятору банки и другие участники информационного обмена, в том числе и МВД. Реквизиты получателя денег попадают «черный список» после дополнительной проверки. Найдя в реестре данные своего клиента, банк вправе приостановить использование электронного средства платежа, то есть ограничить доступ к онлайн-банкингу, платежным картам, а если данные поступили от МВД, кредитная организация обязана это сделать.
МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС Алексей Войлуков пояснил, что в базу вносится информация о всех противоправных случаях, которые возникают при попытках похищения денежных средств. Но туда могут попасть и реквизиты добропорядочных граждан — например, были включены туда по ошибке, или если у человека мошенники украли карту и использовали в своих схемах. По словами эксперта, число таких случаев минимально, а Центробанк стремится свести их к нулю и занимается перепроверкой ранее внесенных данных.
Татьяна Белянчикова, доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова говорит, что банки после 25 июля могут перестраховаться, поскольку теперь они должны возмещать клиенту средства, переведенные мошенникам без добровольного согласия.
Сначала перевод, совершаемый через электронные средства платежа, блокируют на два дня, банк направляет клиенту уведомление, и клиент должен подтвердить, что перевод осуществляется добровольно. Получив подтверждение, банк должен сразу перевести деньги, а если подтверждения нет, он может (а в случае с информацией от МВД – обязан) сообщить об этом в Банк России. ЦБ включит клиента в базу данных, и средства на счетах будут заблокированы.
Что делать, если блокировка произошла? Эксперты рекомендуют:
- подать заявление через банк или через интернет-приемную Банка России, сообщить, что считаете блокировку неправомерной и предоставить все необходимые документы;
- на рассмотрение заявления ЦБ дается 15 дней, после чего он сообщит о своем решении;
- в случае отказа нужно выяснить, на основании обращения какого оператора денежных средств это произошло, и разбираться уже с ним, можно обратиться и в суд.
При этом, блокировка распространяется только на использование электронных средств платежа (банковской карты или онлайн-сервисов банка). По словам Белянчиковой, клиент может снять деньги и провести любые банковские операции, придя в офис кредитной организации с паспортом.
Марина Григорьева |