22.01.25 13:35:00
Мошенники обманывают россиян, выдавая себя за коллекторов и судебных приставов, требуя оплаты фальшивых долговых счетов — о подобных схемах и о том, как им противостоять, рассказали «Известия» со ссылкой на опрошенных изданием экспертов.
Современные люди склонны доверять информации о долгах, если звонит официальное лицо — представитель банка или органа власти, — говорят аналитики. — Даже если человек уверен, что никаких долгов нет, он может решить, что произошел какой-то сбой в банковской системе. Мошенники улавливают эти сомнения и начинают проявлять настойчивость, не давая потенциальной жертве времени подумать.
Для более достоверного обмана злоумышленники используют актуальные информационные поводы, такие как новые законы и изменения в нормативных документах. Более того, бывает, что аферисты пользуются фиктивными новостями и слухами, которые сами же вбрасывают в информационное поле.
Завоевав доверие, мошенники под предлогом уточнения и погашения долгов отправляют жертвам ссылки на ресурсы, повторяющие дизайн легитимных сервисов, или убеждают их скачивать фейковые мобильные приложения с вредоносным ПО.
По словам экспертов, в 2025 году от мошенников можно ожидать более «продвинутых» схем с использованием ИИ, в том числе:
- дипфейки для имитации голосов и видеозвонков от якобы официальных лиц;
- персонализированный фишинг с применением украденных данных;
- профессионально выполненные поддельные документы и переписки;
- фальшивые банковские сайты и приложения с уведомлениями о долгах.
Целевой аудиторией схем с фейковыми долгами могут стать самые разные люди — как пенсионеры, плохо знакомые с цифровой гигиеной и методами мошенничества, так и работающие люди, которые имеют кредиты или платят налоги, или предприниматели и ИП, которых пугают проверками и блокировкой счетов. Всех жертв объединяет эмоциональная реакция на внезапную угрозу и давление со стороны злоумышленников.
Эксперты рассказали, как можно минимизировать риски:
- Всю информацию о долгах необходимо сразу же проверить на государственном сайте налоговой инспекции, на «Госуслугах», на официальном сайте или в приложении банка;
- не открывать подозрительные ссылки, не вводить кодов из СМС, не сообщать никому свои персональные данные и информацию о банковских картах;
- не переводить деньги прежде, чем ситуация полностью не разъяснится: лучше взять паузу и обдумать ситуацию, посоветоваться с близкими. Именно такой паузы аферисты всегда стараются не допустить, они торопят и давят на человека – это однозначный маркер мошенников;
- установить антивирусное программное обеспечение и регулярно обновлять его, чтобы защититься от фишинговых атак;
- столкнувшись с мошеннической атакой, сообщить об этом в свой банк и правоохранительные органы, предупредить близких;
- регулярно повышать свою финансовую грамотность и осведомленность о распространенных методах мошенничества, чтобы распознавать подозрительные признаки (например, знакомиться с новостями в разделе «Безопасность и мошенничество» на сайте TT-Finance).
Марина Григорьева |