21.04.25 13:41:00

Клиенты банков стали чаще жаловаться на блокировки переводов после вступления в силу новых требований ЦБ по борьбе с мошенничеством с 1 июля 2024 года. Так, в I квартале 2025 года число жалоб выросло на треть по сравнению с тем же периодом 2024 года, а в абсолютных цифрах измеряется «десятками тысяч» — пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на экспертов системного интегратора «Информзащита».
Так, многие клиенты жалуются на блокировки переводов в ситуациях, которые ранее были привычными, — например, на перевод с нового устройства. Издание приводит случай, когда пользователь столкнулся с блокировкой при попытке перевода денег через веб-версию одного из крупнейших банков с нового компьютера. В офисе банка ему пояснили, что теперь любой онлайн-перевод будет считаться подозрительным, если у клиента есть свой смартфон, но он использует другое устройство.
Подобные жалобы приводятся на портале Банки.ру: «Блокируют каждый второй перевод, причем не важно, перевод себе же на счет в другой банк или другому физлицу, ссылаясь на защиту от мошенников».
По словам руководителя проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, «отдельные менеджеры на местах демонстрируют излишний энтузиазм. В нашей практике есть случай, когда один из банков не просто заблокировал операцию клиентке-пенсионерке, а заблокировал ей все счета и личный кабинет».
Кроме того, банки снизили размер операций, которые могут считаться подозрительными для новых устройств и непривычных сценариев: если ранее повышенное внимание привлекали переводы сумму от 30–50 тыс. руб., то теперь — от 10–15 тыс. руб. Кроме того, блокируются переводы на карты, открытые менее 90 дней назад, вводится дополнительная идентификация.
Эксперты поясняют, что все эти жесткие меры связаны с ужесточением требований ЦБ — если банк пропустит перевод, который позже окажется мошенническим, и не примет дополнительных мер предосторожности, ему придется возмещать убытки клиенту за свой счет.
Кредитные организации стали заранее ограничивать возможность выполнения операций в потенциально рискованных сценариях, чтобы в случае чего банк мог доказать, что он принял дополнительные меры и не обязан возмещать убытки.
Марина Григорьева |