26.04.16
Об итогах 2015 года, планах на 2016 год и основных трендах на рынке страхования рассказала Майя Александровна Тихонова, Генеральный директор СК «Согласие». Новые страховые продукты - реакция на кризис Всем известно, что в 2015 году был кризис, работать всем было сложно. Эта ситуация не способствовала и развитию страхования. Поскольку страхование является производной от общеэкономической ситуации, а потребительский спрос населения падал, доходы снижались, предприятия не тратили деньги на развитие, строительство, на ДМС сотрудников, для страхования это тоже был не самый легкий период. С другой стороны, в страховании появились новые более сложные продукты, создавая которые, страховые компании подстраивались под потребности людей. Например, появились и получили распространение продукты с франшизой. Во многих компаниях до 50% продаж каско составляет каско с франшизой. Мы тоже стали активно развивать это направление. У нас порядка 35% продуктов продается с франшизой. Продукты с франшизой появились не только по каско, но и по ДМС. Кроме того, появились различные продукты усеченного каско. Если же говорить о таком продукте, как ВЗР, то ранее по этому продукту шел поток клиентов, связанных с туристическими компаниями, а сейчас 50% клиентов страхуют ВЗР самостоятельно. Раньше эта цифра составляла всего 10%.
Все ближе к мировым тенденциям Страховой рынок в целом вырос на 3,3% к 2014 году. Основной рост был обеспечен за счет роста тарифа по ОСАГО. Впервые ОСАГО по своему объему превысило каско. И эта тенденция похожа на те тенденции, которые наблюдаются в других странах. В других странах ОСАГО превышает каско на 30-50%. И мы движемся в этом же направлении, что, конечно, в первую очередь связано с повышением лимитов по ОСАГО. В 2015 году немного сократилось страхование имущества, а остальные виды страхования остались в примерно таком же соотношении. Если говорить о корпоративных видах страхования, то, поскольку стали меньше строить, мы меньше страхуем строительно-монтажные риски. К тому из бюджета убрали дотирование строительно-монтажных рисков. По страхованию имущества: с одной стороны люди стали меньше его страховать, с другой - из-за валютной составляющей страховые суммы растут, что нивелирует эти две противоположные тенденции. По страхованию обязательной ответственности снизились тарифы, и тоже рынок упал. Но есть и положительные тенденции. Например, растет рынок внутреннего перестрахования. СК «Согласие» лидер по автокаско, по другим видам страхования входит в топ 10 на страховом рынке Что касается нашей компании, СК «Согласие» заняла 8 место по сборам, собрав 31,5 млрд рублей сборов по договорам обязательного и добровольного страхования. По отношению к предыдущему году мы немного «упали», в 2014 году мы собрали 34,5 млрд рублей. Все эти тенденции обусловлены тем, что мы «чистили» свой портфель, и эти цифры - наши плановые показатели. Мы четко выполнили свой план. Мы избавились от сегментов, которые были нам не интересны, были убыточны и изменили структуру портфеля в лучшую сторону. У нас где-то на 5% уменьшилась доля моторного страхования, и сейчас составляет 65%. На 5% выросла доля страхования имущества в нашем портфеле. В 2014 году эта доля составляла 11%, в 2016 году эта доля составила уже 16%. Сумма страховых выплат в 2015 году составила 24,2 млрд рублей. В 2014 году выплатили 27 млрд. рублей. Если же рассматривать по сегментам бизнеса, то по сборам по каско для физических лиц мы занимаем 4 место, по каско для юридических лиц - 1 место в стране. По автокаско объем собранных премий составил свыше 15 млрд рублей в 2015 году. По ОСАГО мы занимаем 9 место (объем премий - 5,7 млрд рублей), по страхованию имущества тоже 9 место (4,9 млрд рублей), по остальным видам бизнеса мы так же занимаем 8-9 место. Для нас было важно удержать наших клиентов по страхованию имущества. И мы, предлагая новые продукты и качественный сервич, нарастили премии с 4 млрд рублей до 5 млрд рублей. Это было не просто, мы не только удержали наших клиентов, но и привлекли новых. Мы стали развивать как новые виды бизнеса – вышли на рынок космического страхования, так и более активно стали наращивать объемы по таким видам, которые в целом на рынке «упали»: это сельхозстрахование, оно у нас выросло со 140 млн до 240 млн рублей. Мы активно развивали страхование грузоперевозок, собрали 680 млн рублей против 450 млн рублей в 2014 году. Страхование водного транспорта тоже увеличилось, практически вдвое - с 360 до 500 млн рублей. В 2015 году бизнес не только вырос, но и принес прибыль Мы не только нарастили свой бизнес. Он у нас еще и прибыльный. В результате страхование имущества в СК «Согласие» прибыльно на 88%. К страхованию урожая мы подходим очень осторожно, чтобы не получить убытки. У нас есть лимиты на хозяйство, лимиты на регион, которые нам позволяют собирать премии по всей стране и не быть подверженными риску природных явлений в одном регионе. Понятно, что наводнения и пожары везде сразу не случаются. На самом деле у нас страхование урожая очень прибыльно в этом году. Так же и по другим видам бизнеса. Мы стараемся найти свою нишу и так распространить риски, чтобы не было их концентрации ни по территории, ни по виду. Таким образом мы наращиваем свой портфель качественным бизнесом. Если же говорить о каско, то это наша портфелеобразующая линия бизнеса, 45% в нашем портфеле - это каско. Это добровольный вид страхования, мы сами назначаем тарифы, сами и регулируем убытки так, как написано в наших правилах. Поэтому для нас это прибыльная линия бизнеса и хороший источник дохода. Хотя, конечно, в прошлом году было не просто. Эту же тенденцию мы видим и в 2016 году. Продажи новых машин упали на 37%, что говорит о том, что люди все меньше и меньше страхуют машины. Как я уже говорила ранее, мы придумывали различные продукты для того, чтобы клиента удержать и дать ему возможность застраховать машину пусть не в полном объеме, как это было раньше, но в каком-то усеченном варианте. С этой целью мы разработали такие программы, как #КАСКО_рассрочка, когда за полис можно платить не единовременно за год, а ежемесячно. Даже не самому платить, а онлайн и деньги будут просто ежемесячно списываться с банковской карты. Причем, если клиент ездил месяц безубыточно, то на следующий месяц он получает 1% скидки со стоимости страхования. Так же мы разработали продукты, которые дают усеченное покрытие: угон-тоталь и один убыток с определенными условиями. У нас есть различные варианты франшизы: материальная, условная, безусловная. Мы разработали новый продукт «Каскономия» - это угон-тоталь и убыток, если есть два участника. Таким образом, мы стараемся удерживать своих клиентов даже тех, кто не может сейчас заплатить полное каско. В Москве еще ситуация не такая критическая, а в некоторых регионах у людей нет денег просто страховать. И мы можем предложить для них такие продукты. Еще у нас есть предложение - «13 месяц в подарок», когда клиент, заключая договор по каско, приобретает продукт по имуществу. В итоге, по окончании года, его страховка на каско и имущества будет продлена еще на 1 месяц. Таким образом, мы стимулируем своих клиентов страховать имущество тоже.
Планы СК «Согласие» на 2016 год Мы стремимся к тому, чтобы главной ценностью нашей компании было сервисное лидерство. Это касается и сервиса по отношению к клиенту, и сервиса по отношению к партнеру, и дружелюбности в компании среди сотрудников. В связи с этим мы разработали ряд нововведений. Например, новый сервис по каско, который называется «БыстроСервис». Его внедрение позволит клиенту вообще не приезжать в страховую компанию. Конечно, это касается стандартных случаев, но основная масса случаев стандартные и есть. Смысл заключается в том, чтобы клиент после возникновения страхового случая, мог просто позвонить в колл-центр, описать ту ситуацию, которая у него произошла и сразу получить направление на СТОА (станцию технического обслуживания автомобилей). Клиенту не нужно будет предварительно заезжать в страховую компанию, писать различные заявления, проходить осмотр, чтобы потом уже ехать на станцию. Можно будет сразу ехать на СТО. Станция об этом тоже сразу узнает - у нас электронный документооборот. Такой сервис по идее должен быть очень востребован. Сейчас для нас главное сделать его технологичным, правильным и аккуратным. Что касается наших партнеров, то мы вводим электронный документооборот, прежде всего, для наших агентов и брокеров, которые с нами работают. Например, сейчас агенту для работы нужно прийти в компанию несколько раз: получить бланки, подписать агентский договор, прийти с отчетом агента, когда он продал полис, а потом еще прийти для подписания акта оказанных услуг. Когда этот процесс мы сделаем электронным, агенту, имея электронно-цифровую подпись, не надо будет столько раз посещать компанию. Электронная программа, через которую агенты будут продавать, выпускать и подписывать полисы есть в компании уже сейчас. Еще мы планируем сделать такой сервис, который называется онлайн-оплата. Суть его заключается в том, что полис выпускается только после того, как мы получим оплату по карте от агента или брокера. На рынке есть ряд партнеров, которым мы не готовы сразу доверять на 100%. Т.е. мы выдаем им бланки БСО (бланк строгой отчетности), но нужно чтобы к нам потом вернулись не только бланки, но и премии за эти бланки. Онлайн-оплата как раз поможет нам решить эту проблему. В 2016 году мы планируем собрать еще больше премий - около 35 млрд рублей. Поскольку в 2015 году мы полностью почистили свой портфель и закрыли сложные моменты, то теперь понимаем, как и где мы можем расти, как управлять убыточностью. В 2016 году мы планируем рост по линии бизнеса каско - около 2 млрд рублей, имущества - около 1,5 млрд рублей. Мы сможем это сделать потому, что мы крупная компания, которая входит в ТОП-10. Проблемные компании уходят с рынка. Возможно, мы будем рассматривать приобретение каких-то региональных компаний, бизнес которых нам интересен. Все будем делать для того, чтобы сервис наших компаний был удобным и быстрым. В сфере страхования имущества будем развивать те линии бизнеса, которые удачно развивались в 2015 году, это и сельское хозяйство, и водный транспорт, и грузы. В 2016 году мы начали развивать космическое страхование. Это для нас новая и очень интересная сфера. К нам пришли специалисты, которые хорошо в этом разбираются, ведь страховать можно только то, в чем хорошо разбираешься. Возможно, мы сделаем несколько более современным наш брэнд. Основные его атрибуты - оранжевый цвет и название останутся, но мы хотим добавить новые черты и элементы, которые сделали бы его более современным, подчеркивая наши основные ценности.
Экспертная группа «ТТ Финанс» |