17.03.08
1. В каких случаях и для кого предпочтительнее лизинг, чем автокредит? Почему? Андрей Донченко, руководитель региональных филиалов ООО "Райффайзен-Лизинг": Под автокредитом понимается кредит банка физическому лицу для приобретения автомобиля. Лизинг предполагает передачу в аренду с правом выкупа автомобиля лицам для ведения предпринимательской деятельности, т.е. в первую очередь юридическим лицам. С точки зрения процентных ставок, автокредит выглядит зачастую дешевле лизинга. Но нужно принимать во внимание многочисленные налоговые преимущества лизинга, выгодные предпринимателям. Так же важно отметить, что многие крупные лизинговые компании имеют значительные скидки на автомобили со стороны производителей, т.к. являются крупными приобретателями автомобилей. Эти скидки в итоге достаются клиентам. Станислав Ким, Генеральный директор компании «Прогресс-Нева Лизинг»: Лизинг один из самых удобных и финансово привлекательных способов приобретения автомобиля для предприятий любых форм собственности. Можно с уверенностью сказать, что лизинг или финансовая аренда сегодня успешно конкурирует с автокредитованием. Преимущества лизинговых схем приобретения автомобиля по сравнению с кредитными очевидны. Лизинг позволяет приобретать автотранспорт для любых нужд, избегая отвлечения значительных сумм из оборотных средств компании. При покупке автомобиля в лизинг залог не требуется – им является само приобретаемое имущество. Первоначальный взнос небольшой. Перечень необходимых документов для оформления договора минимален. Лизинг тем отличается от кредита в лучшую сторону, что для получения финансирования требуется значительно меньше согласований и требования к лизингополучателю более лояльные. Помимо этого, главными преимуществами лизинга, которые делают его более выгодным способом покупки, чем кредит, это льготный налоговый режим. Лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость, что сокращает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Экономический эффект по экономии налога не прибыль по лизинговым сделкам достигает 15 % по сравнению с привлечением банковского кредита. Кроме этого, лизинговым законодательством установлен механизм ускоренной амортизации, при котором предмет лизинга может быть амортизирован в три раза быстрее, а это позволяет экономить на налоге на имущество, а также получить автотранспорт в собственность по истечении лизингового договора по минимальной остаточной стоимости. Нет необходимости платить и транспортный налог, так как автотранспорт находится на балансе лизингодателя. Если вы покупаете автомобиль в лизинг, не нужно регистрировать собственное транспортное хозяйство, тратить время и средства на его поддержание и ремонт транспортных средств. Традиционно лизинговая сделка представляет собой «пакетное» обслуживание. Приобретая автомобиль в лизинг в компании «Прогресс-Нева Лизинг» клиент освобожден от многих хлопот, таких как, регистрация автомобиля в государственных органах, страхование и даже обслуживание на СТО. Специалисты нашей лизинговой компании берут на себя поиск поставщика необходимого автомобиля, договариваются о наиболее выгодных для клиента условиях, оформляют все документы. 2. Как может повлиять вероятный кризис на финансовых рынках на рынок лизинга? Андрей Донченко: Россия все больше интегрируется в мировую экономику. А мировая экономика постоянно чередует периоды спокойного развития с периодами относительной нестабильности. В текущей ситуации, пожалуй, нет оснований говорить о кризисе. Сейчас происходит незначительные колебания банковских процентных ставок, которые серьезно не влияют на ситуацию на рынке лизинга. С другой стороны, в таких ситуациях есть и очевидные плюсы. Многие лизинговые компании более серьезно стали задумываться о рисках в своей деятельности, начали совершенствовать свои внутренние технологии и процедуры. И это, в свою очередь, только повысит качество предоставляемых лизинговых услуг. Станислав Ким: Банковский кризис, начавшийся в 2007 году, сказался на рынке лизинга незначительно. Немного увеличилась цена привлекаемых извне финансовых ресурсов, в связи с чем возросли лизинговые ставки, в среднем на 1-2%. Компании «Прогресс-Нева Лизинг» пока удается избегать удорожания по лизингу за счет использования кредитных средств, взятых на докризисных условиях и распределения кредитного портфеля по нескольким банкам. Те же лизинговые компании, которые финансируются за счет одного банка, ощутили на себе сокращение финансирования. Что касается среднесрочной перспективы, то по нашему мнению, серьезно ставки расти не будут, увеличение будет в пределах общего инфляционного процесса. Укрепление российской экономики способствует тому, что события на мировой арене уже не так значительно сказывается на ситуации в стране. Относительная стабильность и устойчивость экономического положения России обеспечивает некоторую степень защиты от внешних негативных воздействий. 3. Чем обусловлена возросшая популярность лизинга в последнее время? Андрей Донченко: В настоящее время основная масса предприятий на собственном опыте прочувствовали все преимущества и удобства лизинга. Клиентов привлекает многогранность плюсов лизинга в отличие от того же кредита. Также многие производители и поставщики транспорта и оборудования постоянно используют лизинг при своих продажах. Они тоже заинтересованы в лизинге и многое делают для его развития. Станислав Ким: В последние годы наблюдается стабильный рост российской экономики во всех ее отраслях. Объемы бизнесов растут, повсеместно проходит обновление мощностей, модернизация производств. Все больше компаний стремятся использовать в своей деятельности новый, качественный автотранспорт, современное высокотехнологичное оборудование. Привлечение финансирования извне – наиболее приемлемый способ приобретения дорогостоящего имущества. Предприниматели все больше осознают преимущества лизинга, общая экономическая культура растет, соответственно это сказывается на растущем год от года спросе на лизинг. 4. Тренды лизингового рынка на ближайшее время. Андрей Донченко: Лизинг в прогнозируемой перспективе будет развиваться достаточно активно, т.к. существует большой потенциал для его роста. По объему лизинга в общем объеме инвестиций мы еще значительно отстаем от экономически развитых стран. Станислав Ким: Рынок лизинга в СЗФО пока далек от насыщения, поэтому можно прогнозировать его дальнейшее динамичное развитие. В целом лизингодатели будут и дальше идти по пути смягчения условий предоставления лизинга – будут увеличиваться сроки договоров, размеры авансовых платежей будет снижаться. Лизинговые компании уже сейчас упрощают процедуры принятия решения о сделке. Все больше лизинговых компаний используют скоринговые системы в своей деятельности. Такие системы позволяют лизингодателю наиболее оперативно оценить финансовое состояние клиента, запросив минимальный пакет документов, в короткие сроки вынести решение, заключить договор и обеспечить лизингополучателя необходимой техникой. В компании «Прогресс-Нева Лизинг» такая система сейчас разрабатывается, и начало ее использования планируется уже в следующем квартале. Лизинговые компании активно развивают неосвоенные сегменты. Лизинг недвижимости, например, пока занимает незначительную долю в портфелях компаний, но специалисты выражают уверенность, что этот вид финансовой аренды несет большой потенциал, и в ближайшие годы будет динамично расти. |